Морозовва Надежда
Деловая игра «Преемственность — детский сад, школа, семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность детский сад – школа»
Цель: активизировать работу по вопросу преемственности МБДОУ, школы и родителей. Определить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
- определить основные понятия вопроса преемственности.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
-сделать анализ работы по преемственности.
- выявить достижения, проблемы
- определить возможные причины возникновения проблем, наметить пути решения.
- укреплять сотрудничество воспитателей, учителей, родителей.
Участники: воспитатели, учителя, родители.
Ход ПРОВЕДЕНИЯ:
Вступительное слово:
Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другое культурное пространство, в другую возрастную категорию, другую социальную ситуацию развития. Успешный переход во многом зависит от единения усилий работников детского сада, школы и родителей.
Еще В. А. Сухомлинский писал:
«…школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
Переходный период считается наиболее сложным и уязвимым: дети, находясь в детском саду, остаются все время под наблюдением взрослого. Все пространство, окружающее ребенка компактно, им не надо идти по коридору, чтобы попасть в туалет или столовую.
Детский сад – это фундамент образования, школа – это само здание, в котором идет развитие образовательного потенциала.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». А. С. Выготский.
Давайте послушаем воспитателей, которые расскажут о том, как строится этот фундамент, и начнем с самых маленьких.
Слово воспитателям групп. (Воспитатели рассказывают об образовательной деятельности в каждой возрастной группе, о развивающей среде)
Вопрос преемственности детский сад – школа возник с 1938 года с момента разработки программы детского сада, которая была оформлена в виде «Руководства для воспитателей детского сада» и актуален по настоящее время.
Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности не нова.
Давайте сейчас постараемся ответить на вопрос: что мы понимаем под понятием преемственность. (участникам даются карточки №1 с высказываниями разных авторов о преемственности и ручки)
Слово участникам игры…
Преемственность –это создание особой, целостной образовательной среды, где главная цель – обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.
Участникам выдают карточки № 2, ответьте на вопрос: что должны знать и уметь дети к 1 классу?
Слово учителям.
Слово родителям.
Слово воспитателям.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
А теперь, давайте сравним урок в школе и занятие в детском саду.
Сходства
1. Сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями, а также всестороннее воспитание.
2. школа и детский сад работают по программе.
3. Четкая и строгая организация – время, расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога над одним и тем же материалом со всеми детьми.
Различия:
Школа – предметное обучение, знания даются в научной логике.
ДОУ – обучение ведется по разделам программы.
По длительности. Школа 40 – 45 минут. ДОУ 10 – 35 минут.
По структуре.
Методы и приемы. Школа – словесные, практические. ДОУ – основной – игровой, в сочетании с другими.
Карточка №4 Назовите трудности, проблемы, с которыми сталкиваетесь при подготовке к школе, в начальной школе, дома.
Заслушаем ответы участников.
Одной из распространенных проблем – это завышенные требования родителей к подготовке детей в школу. Родители хотят, чтобы дети пришли в 1 класс, бегло читая, свободно апеллировали цифрами… тогда, как мы должны воспитать социально адаптированного ребенка к обществу, любознательного, инициативного, самостоятельного, познавательно активного, то есть ребенка готового учиться добывать знания.
Другой причиной является не полный охват детей дошкольным образованием.
Еще одной проблемой является недостаточность использования игровой деятельности при переходе детей в школу.
Карточка № 5 школьная готовность. Физическая, педагогическая, психологическая, к которой относятся мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная.
Поговорим конкретно о каждой. (Высказывания всех участников)
Карточка №6 назовите формы преемственности.
Три направления: Работа с детьми, взаимодействия педагогов, сотрудничества с родителями.
-экскурсии в школу
- знакомство с учителями начальной школы
- Участие в совместных мероприятиях
- выставки рисунков, поделок
- проведение мастер классов, семинаров
- совместные родительские собрания педагогов школы и ДОУ
- дни открытых дверей…
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада, школы и родителей. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Мы надеемся, что вся работа, проделанная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться к школе и хорошо учиться.