Айгуль Будович
Деловая игра «Финансово-экономическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности
Слайд 2
Публикация «Деловая игра „Финансово-экономическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Исследования уровня финансовой грамотности населения России, проведенного показали, что у 60% лиц отсутствие знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, либо оценили их как неудовлетворительные. Лица с низким и средним доходом наиболее склонны к принятию необоснованных решений, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне. Поэтому Министерством финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком России был запущен проект, целью которого является - повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
• Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Слайд 4
Цель данного направления: Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Слайд 5
Задачи программы:
• Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;
• Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 6,7
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности
беседы
сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры
интеллектуальные игры и развлечения
чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок
тематические занятия
интеллектуальные игры и развлечения
анкетирование
консультации
праздники и развлечения
родительские собрания
Слайд 8
В отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Слайд № 9
Справка по итогам тематического контроля.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля:
«Включение основ экономического воспитания в образовательный процесс».
Согласно годового плана в период с : с 22 марта по 9 апреля 2021 года. в МБОУ «Центр образования № 29» структурное подразделение «Детский сад» был осуществлен тематический контроль «Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность».
Цель контроля: оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по финансово –экономическому воспитанию детей в ДОУ.
Контроль осуществлялся комиссией в составе трех человек:
Фазылянова З. Ф. – заместитель директора по УВР;
Будович А. Р. – старший воспитатель;
Якушева Л. И. - педагог- психолог
Тематический контроль был осуществлен в дошкольных группах ДОУ.
В ходе проверки были проанализированы следующие вопросы:
1. Оценка создания условий;
2. Оценка уровня развития детей;
3. Оценка профессиональных умений педагогов;
4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
5. Оценка взаимодействия с родителями по вопросу включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность.
Использовались следующие формы и методы контроля:
1. анализ предметно-развивающей среды;
2. опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях;
3. анализ просмотренных мероприятий;
4. анализ планирования;
5. взаимодействие с родителями (анкетирование).
В ходе контроля было отмечено следующее:
1. Оценка создания условий.
Во всех дошкольных группах ДОУ созданы необходимые условия для включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность, но необходимо дополнять материал и обогащать.
В каждой группе демонстрационный материал по ФЭМП и экономическому развитию подобран в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы.
2. Оценка уровня развития детей.
Практически все дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности:
• мотивированы в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
• проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• склонны наблюдать, экспериментировать;
• обладают начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
• знакомы с произведениями детской литературы.
Дети старших подготовительных групп осознают разницу между желаниями и потребностями, понимают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам
В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми по планам педагогов.
3. Оценка профессиональных умений педагогов.
Просмотр ООД в рамках «Педагогического мастерства», позволил сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок используя театральных кукол, а также показ слайдов, применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, эксперименты, проблемные ситуации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания).Воспитатели показали использование нетрадиционных технологий.
• Анализ просмотров позволяет сделать вывод: педагоги владеют методами и приемами по обучению дошкольников основам экономической грамотности. Изложение материала логичное, от простого к сложному, используются разнообразные методы и приемы закрепления пройденного материала. Ведется предварительная работа. Все воспитатели уверенны в себе, собраны, обладают педагогическим тактом, эмоциональны, грамотны.
4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
В календарных планах воспитателей планируются занятия по ФЭМП и включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность. При анализе планирования выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастной группы и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены наглядные пособия, игрушки. Педагоги в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеют организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды деятельности.
•
Слайд 10
5. Оценка взаимодействия с родителями
Взаимодействию с родителями по проблеме ФЭМП и включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность детей педагоги уделяют достаточно внимания. Педагоги придерживаются мнения, что тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
По выявлению у детей интереса к экономическому воспитанию было проведено анкетирование среди родителей. В опросе приняли участие родители из всех дошкольных групп, всего 98 родителей. Вниманию родителей были представлены 11 вопросов, касающихся основ экономического воспитания. (анкеты прилагаются).
Из анализа анкет видно, что большинство родителей знакомы с основами воспитания финансовой грамотности, требования программы детского сада, а также знают интересы детей. Взаимодействию с родителями по включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность детей педагоги уделяют достаточно внимания. Они разъясняют родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком, о том, что нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить. Проводят консультации, в группах имеются папки-передвижки и др. наглядная информация. Организуют выставки, поделок, совместные мероприятия, в которых принимают участие родители с детьми. Воспитатели групп привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп.
Слайд 11
По результатам тематического контроля можно сделать следующий вывод:
• организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
• организация работы по включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность в дошкольных группах соответствует возрастным требованиям;
• наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов;
• проблема экономического воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей, которая ведется на достаточном уровне.
Рекомендации:
1. Включить в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп.
2. Дополнить информацию в уголках для родителей в соответствии с возрастом воспитанников.
Срок: до 01.05.2021 г.
Ответственные: воспитатели всех групп
3. Воспитателям всех возрастных групп активно использовать инновационные технологи в данном направлении.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
4. Педагогам творчески подходить к изготовлению пособий в данном направлении.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
Слайд № 12
Презентация педагогами дидактического материала по финансово- экономическому обучению
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Слайд № 13
В связи с этим сегодня мы с вами проведём деловую игру :
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.
Задачи:
1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности
3. Сплочение коллектива участников
4. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
Вступительное слово ведущего:
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать.
Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям.
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Ход игры:
Правила игры:
Участвуют две команды. Одна из них – «Рублики», другая «Еврики». Игра состоит из восьми этапов (названия приведены в ячейках таблицы).
Задания обеим командам даются одинаковые. Команде, выполнившей задание быстрее и правильно, ведущий кладет на стол (тарелку, кассу) Побеждает та команда, в кассе которой больше купюр.
Слайд 14
Сектор «Семейная копилка».
Семья Ивановых и Петровых мечтают выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1 человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.
Семья Петровых
(отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет) Семья Ивановых
(отец, мать, дочь15 лет, сын 5 лет,
бабушка)
Доходы: зарплата: отец – 45000, мать –38000, стипендия: 2500, детское пособие – 300 рублей. Доходы: зарплата: отец – 38000, мать – 21000, пенсия бабушки: 12000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000,
кредитные платежи – 25000, прочие
траты – 15000. Расходы: питание – 26000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000,
лекарства для бабушки – 7000, прочие
траты – 19000.
Экономия бюджета:18000(2 м) Экономия бюджета:14400(3м)
Слайд 15
Сектор «Задача»
Банк «Открытие» предлагает:
1. Вклад «Выгодный» под 9% годовых в первый год, под 9.5% во второй год.
1 год-10 000* 9:100=900
2 год-10900*9, 5:100=1035,5
В итоге-11935,5 рублей
2. Вклад «Каникулы» под 9.5% годовых в первый год, под 9.3% во второй год.
1 год-10 000*9, 5:100=950
2 год-10950*9, 3:100=1018,35
В итоге- 11968,35
Выберите наиболее выгодный вариант вклада, если на депозит вносится 10000 рублей сроком на 2 года
Слайд 16,17
Сектор «Налоги»
Определите, какие налоги относятся к федеральным (Ф, какие - к региональным (Р, а какие – к местным (М)
Налог на добавленную стоимость (НДС) Федеральный
Земельный налог Местный
Налог на доходы физических лиц Федеральный
Налог на имущество организаций Региональный
Налог на имущество физических лиц Местный
Налог на прибыль предприятий; Федеральный
Налог на добычу полезных ископаемых; Федеральный
Транспортный налог Региональный
Водный налог; Федеральный
Государственная пошлина Федеральный
Слайд 18
Сектор «Защита прав потребителей»
Ситуация Право потребителя нарушено Право потребителя
НЕ арушено
1). Елене отказали обменять в аптеке приобретенные лекарства на другие
2). Сергею отказали обменять кроссовки, которые не подошли по размеру. Он купил их 5 дней назад и не носил.
3). Вернувшись из отпуска, в котором Евгений был 21 день, он попытался поменять купленные перед поездкой брюки. Он не взял их с собой из-за неподходящей расцветки. В обмене Евгению отказали.
4). У приобретенного Сергеем рюкзака сломалась молния. Сергей обратился в магазин в день покупки, но в возврате денег продавец отказал.
Срок обмена товара ненадлежащего качества 14 дней, не считая дня покупки товара.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, он в праве потребовать возврат денежной суммы за уплаченный товар.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, он в праве потребовать возврат денежной суммы за уплаченный товар.
Слайд 19
Сектор «Финансовое мошенничество»
Родители рассказали Кате и Диме, что любые операции – кредитование, инвестирование, приобретение банковских продуктов и другое – могут быть связаны с опасностью «встречи» с мошенниками. К выбору поставщика финансовых услуг необходимо подходить тщательно. Существует целый ряд случаев недобросовестного выполнения или умышленного невыполнения взятых обязательств по представлению товара или услуг с целью овладеть средствами потребителей.
Какие признаки, за которыми могут скрываться компании-мошенники, нужно знать, чтобы себя обезопасить?
Отметьте признаки за которыми могут скрываться компании-мошенники (поставьте галочки)
Лицензия на право деятельности отсутствует, а по настойчивой просьбе клиента была предъявлена лицензия, выданная другой фирме.
Активно ведется распространение информации о компании, особенно через соц. сети
Устав фирмы не размещен в интернете, а в офисе вам его не хотят показывать
Информация о компании размещена на нескольких сайтах, которые пользуются популярностью
Фирма обещает гарантированно высокие проценты
Просьба клиента получить возможность предварительно ознакомится с договором игнорируется
Клиентам предлагается пройти обучение, посетить установочный семинар
Слайд 20
Сектор «Продолжите предложение»
1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
Слайд 21
Сектор «Пословицы» - вам нужно продолжить пословицу.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына ….горюют.
Копейка рубль бережет, а рубль голову ….стережет.
Денег наживёшь - без нужды…. проживёшь.
Деньги, что каменья: тяжело на душу…. ложатся.
За свой грош везде… хорош.
С деньгами мил, без денег
Решение методического совета № 4:
1. Знакомство дошкольников с основами экономики через совместную деятельность
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
2. По итогам тематического контроля работу по финансово- экономическому воспитанию считать удовлетворительной. Оформить консультацию для родителей по финансово- экономическому воспитанию;
Срок: до 19.04.2021 г.
Ответственный: старший воспитатель
3. Обогащать РППС по финансово-экономического воспитанию
дошкольников
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
4. Повышать компетентность педагогов по экономическому развитию.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели