Дина Гурциева
Деловая игра для воспитателей «Экологическое ассорти»
▼ Скачать +Заказ
Деловая игра для воспитателей "Экологическое ассорти"
Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.
На интерактивной доске высвечено:
Прежде всего, про четыре узнай
Воздух, огонь, животворная почва и влага,
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Экологическое ассорти“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чьей струей родник бытия
Создается для смертных
(Эмпедокл. Древняя Греция)
Мероприятие проходит в красиво оформленном экологическом кабинете.
Организация игры.
Педагоги разделены на 3 команды «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы». Каждая команда сидит за своим столом (красный, желтый, зеленый). На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри. Правильный ответ высвечивается на интерактивной доске.
Ведущий (руководитель творческой группы «Экологи») знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.
Жюри: три опытных педагога из участников творческой группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры.
Оборудование: плакаты, выдержки, интерактивная доска, видеофильм «Моя планета», презентация «Ответы на вопросы», карандаши, ножницы, клей, картон, фломастеры.
Ход игры.
Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание в ДОУ» В состязании примут участие три команды: «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы».
Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.
В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление)
1 часть. Теоретическая.
1) Блицопрос. (Каждой команде задается по два вопроса. За правильный ответ команда получает 1балл. Правильный ответ высвечивается на экране интерактивной доски).
• Условия необходимые для экологического воспитания детей?
(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)
• Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?
(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
• Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.
(Камелия, бальзамин, бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);
• Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.
(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)
• Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра, элементарные опыты и моделирование)
• Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников
(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)
2). Ринг капитанов. (Каждому капитану задается один вопрос)
• Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)
• Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)
• Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….»
(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры).
2 часть. Практическая.
1 задание.
Дайте краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольников.
(Каждая команда выбирает конверт с предложенной программой)
• Рыжова «Наш дом-природа» : - М. : Карапуз-Дидактика, 2005.;
• Николаева эколог. - М. : Мозаика-Синтез,2004;
• Мы: программа экологического образования дошкольников. - СПб. : Детство-пресс,2002.
2задание.
Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:
• по физической культуре;
• музыке;
• в занятия познавательного цикла.
3 задание.
Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей
(Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).
4задание.
Вам предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание : мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты) :
• Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;
• стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;
• отношение детей к природе.
(используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)
5 задание.
На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Деревья»)
(На слайде высвечивается примерный перечень вопросов.)
6 задание.
Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое ак-туальное, на Ваш взгляд, положение) :
•Наличие как можно большего числа видов растений и животных
•Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)
•Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода
•Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)
•Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными
•Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы
•Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы
3часть. В споре рождается истина.
Команда «Ромашки» - выступают с позиции воспитателей, «Ручеек»- родителей, «Первоцветы» - ученые
На обсуждение выносятся вопросы:
• На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?
(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)
• Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
• Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?
(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный)
3 часть. Творческая.
Ведущий. (На фоне видеофильма). Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию, постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.
1 задание. «Новая жизнь ненужному мусору»
Каждая команда выбирает любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.
2 задание. Дефиле костюмов (домашнее задание)
Командам было дано домашнее задание - изготовить наряд из экологически чистых предметов. В течение 2 минут каждая команда представляет изготовленный костюм, описывает материалы, из которых он изготовлен.
3 задание. Музыкальный калейдоскоп.
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:
• Ромашки, лес
• птицы, вода
• береза, сопки
4часть. Итоговая.
Ведущий. Уважаемые участники игры, пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»
Выступление членов жюри. Награждение
5часть. Синквейн.
Вот и подошла к концу наша деловая игра «Экологическое воспитание в ДОУ» и, прежде, чем закончить мероприятие, заполните «Синквейн». Это совсем не сложно.
Первая строка – два имени прилагательных, которые ассоциируются у Вас с прошедшим мероприятием и его темой.
Вторая строка – три глагола в третьем лице, описывающие действия мероприятия и тему.
Третья строка – это предложение, суждение, Ваше мнение по поводу мероприятия и темы.
Заключительная строка, которая состоит из одного слова – резюме сказанного в предыдущих строках, Ваше эмоциональное состояние сейчас ( Например: «Ура!» или «Устала!», существительные, глаголы, обстоятельства.
На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.
Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!