ирина Малкова
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литератур
ой»[/b]
Старший воспитатель МДОУ д/с №4 «Солнышко» г. Фурманов Ивановской области.
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Задачи:
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Ознакомление дошкольников с художественной литературой“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- обобщение знаний педагогов по организации занятий с детьми по художественной литературе.
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход мероприятия.
Уважаемые, коллеги!
Ведущий: В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Сегодня я предлагаю деловую игру : «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Она поможет вам освежить ваши знания по этой теме и повысить профессиональную компетентность в вопросе: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Я предлагаю начать с высказывания русского поэта
А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение!»
А теперь уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию небольшую разминку:
Зачитываются строки из произведения, выдолжны назвать автора.
1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый поступает хорошо (В. Маяковский).
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он – ленинградский почтальон (С. Маршак)
3. Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин)
4. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, нив школе, нигде, никому
Не верил упрямый Фома ничему (С. Михалков)
5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам! (К. Чуковский)
Разделимся на 2 команды:
Жеребьевка: у кого красный кружок – команда «Солнышко», у кого желтый – «Лучики»
Первое задание: (за правильный ответ фишка)
Задание 1. (презентация)
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :
1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)
6. Стимулировать подражание речи взрослого человека, активизировать речевые реакции на знакомое произведение. Радоваться от встречи с игрушками, из знакомого произведения. (группа ранего возраста от 1.5 -2 лет)
Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
4. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
5. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
6. Потешки, короткие стихи, песенки, пестушки – народный фольклер (группа раннего возраста 1.5 -2 лет)
Задание 3 (презентация)
Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой» (кто больше назовет)
Метод Приёмы
Словесный Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Задание 4
А сейчас уважаемые коллеги предлагаю творческое задание.
Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла отгадать:
1) «У страха глаза велики»
2) «За 2 зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
Задание 5
Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Задание 6
Назови одним словом:
• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
• короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка) .
А сейчас подведем итог нашей деловой игры, какая команда унас более компитентная в обучении детей художественной литературе.
Ведущий: Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребё нку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Закончить нашу игру хочиться отрывком из оды «Ода воспитателю»
В былые времена, скажу я вам,
Считалось, что престижней нет на свете
Свой опыт знания нести ученикам,
Когда к тебе с доверием приходят дети!
Вот доктор – лечит организм,
Важнейшая, казалось бы задача.
Его ошибки очень дороги,
Здоровье в жизни много значит!
А кто врачует душу ребятне?
Идет дорогой детства с ними рядом?
Его, конечно, знают все –
Простой и скромный детский воспитатель.
Он в море жизни, словно пламенный маяк,
Ведет кораблик детства за собою,
И сотни, тысячи девчонок и ребят
Идут за ним с открытою душою.
Да здравствует трудяга-педагог!
Усталый, добрый, любящий и строгий,
Твой скромный труд так важен и глубок,
В нем есть и радость, и тревоги!
Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения.
Рефлексия:
У Вас на столах лежат листочки: красный, зеленый, желтый.
Если было все понятно и интересно - поднимите зеленый листок
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтый листок.
Если не понятно и не интересно – поднимите красный листок.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!