Ольга Гужова
Деловая игра для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в вопросах детского экспериментирования дошкольников.
Задачи:
– повысить уровень профессиональной компетенции участников деловой игры по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
– сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности, для развития познавательной активности дошкольников.
Ход:
Организационный момент.
«Объяснялки» от детей (звукозапись).
Теоретическая часть
Уважаемые коллеги, я уверена, Вы догадались, какой теме будет посвящена сегодня деловая игра. Абсолютно правильно - опытно-экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование является важной составляющей познавательного развития дошкольников.
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать». Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Но, чтобы быть хорошим проводником знаний для ребенка, взрослый в первую очередь должен сам хорошо владеть этими знаниями.
И, так как мы с вами являемся непосредственными кураторами, наставниками наших воспитателей, я предлагаю сейчас освежить наши знания в вопросах детского экспериментирования и быть не сторонним наблюдателем, а участником процесса.
Для начала совместной исследовательской деятельности предлагаю ответить на вопросы, чтобы определить три профессора нашей деловой игры.
Рубрика вопрос-ответ:
1. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач).
2. Что такое "проблема"?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения).
3. Что такое "гипотеза"?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом).
Попрошу выйти 3 человека, которые первые правильно отвечали на вопросы. Сегодня они - доктора педагогических наук, профессора, составители методических рекомендаций. Каждый из вас должен выбрать себе по педагогу - помощнику, проводнику ваших теоретических знаний – воспитателю.
Самый главный в процессе - ребенок. Именно для него все ваши старания. Выбирайте по ребенку.
Какой же педагогический процесс без участия родителей, следуя стратегии образования, именно они несут главную ответственность за развитие своего чада. Выбирайте родителя.
Таким образом, у нас сложился дружный, творческий коллектив…попрошу каждую группу занять места за одним из 3 столов.
Основная часть
Итак, первое с чего начинается исследовательская деятельность - это создание условий, т. е. предметно-развивающая среда и ее наполняемость.
Вот перед вами стол со всем необходимым материалом и оборудованием для проведения экспериментальной деятельности. Ваша задача определить, какой опыт вы можете сейчас продемонстрировать, для этого отобрать все нужное, провести опыт и презентовать.
Можно разговаривать между собой, дети не могут работать, не разговаривая, потребность делиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека, независимо от возраста.
Итак, вы определились с темой, подготовили все необходимое.
Давайте же вспомним, какова структура эксперимента?
1. Проблемная ситуация, (в младшей группе от имени сказочного героя)
2. Постановка задачи.
3. Варианты решения
4. Выбор оборудования
5. Правила безопасности
6. Проведение эксперимента
7. Вывод
Все готовы. Теоретически подкованы.
Пора начинать действовать.
Практическая часть
3 группы исследователей, 3 стола. (Работа за столом группами). Презентация каждой группой своего опыта.
Заключительная часть
Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы и минусы детского экспериментирования.
Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить-
Эксперимент рождается не просто :
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то,
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.