Любовь Акинина
Деловая игра для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
I. Теоретическая часть:
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Публикация «Деловая игра для педагогов „Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Поэтому необходимо создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими
детьми;
узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», ФГОС ДО и др.
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
II. Практическая часть.
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
1) Познавательное направление (формы работы)
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Групповые собрания;
Консультации, индивидуальные беседы
Выставки детских работ, поделок, изготовленных совместно с родителями
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов
Совместные экскурсии
Открытые занятия
Совместное создание предметно-развивающей среды
Утренние приветствия
Почта доверия
Семейные проекты
2) Информационно-аналитическое направление
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Анкетирование
Опросы
Тестирование
3) Наглядно-информационное направление
Цель: донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Родительский уголок
Нормативные документы
Объявления
Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)
Папка – передвижка
Фотовыставки
Выпуск газет
4) Досуговое направление
Цель: установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Праздники
Развлечения
Знакомство с профессиями родителей
Выставка семейной коллекции
Дни добрых дел
Акции
2 задание.
Игра «Тренируем интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Педагоги разделены на 2 подгруппы. Первой подгруппе нужно произнести фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» с разной интонацией (с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности). Интонации обозначены на карточках. Вторая подгруппа выступают в роли экспертов, им нужно узнать с какой интонацией прозвучала фраза и ответить на вопрос: удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия? Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?
Педагоги сделали вывод о том, что в общении с родителями наиболее приемлем доброжелательный, ровный тон.
3 Игровое упражнение: «Современная семья – какая она?»
Каждой группе предлагается набор журналов, бумага для основы, клей, ножницы. Задача педагогов : изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 5-10 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
4 задание: Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
1. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив
информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека.
Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.
Чем можно объяснить происшедшее?
Что предпринять в дальнейшем?
2. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских
песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером
попросите родителей перенести песок»,- предложила заведующая
педагогам.
Как вы будете просить родителей о помощи?
А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
5 Подведение итогов.
«Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.