Надия Имашева
Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Торгунская СШ»
Старополтавского муниципального района
Волгоградской области
Воспитатель Имашева Надия Фаисовна
Статья: «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
В статье рассмотрены проблемы современной семьи в вопросах взаимодействия с дошкольным учреждением. Определены основные принципы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Публикация «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» размещена в разделах
Дошкольное детство - один из важнейших этапов в жизни детей. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находится ребёнок. Все старания, вся кропотливая работа сотрудников дошкольного учреждения не даёт больших результатов без взаимодействия с семьями воспитанников.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков становления личностных качеств ребенка, но часто им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы вести совместную работу. В маленьких населённых пунктах 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают дошкольные учреждения, проводят в детских садах большую часть своего времени. К сожалению, мой опыт педагогической деятельности (12 лет) показывает, что большинство родителей самоустраняется от плотного взаимодействия с ДУ, перепоручая образование и воспитание своего ребёнка сотрудникам детских садов.
Но как привлечь родителей к активному участию в жизни своих детей?
Исследователи многих стран отмечают кризис традиционной семьи со своими устоями, правилами, традициями, кризис семейных отношений. Современные семьи нуждаются в различных знаниях по воспитанию детей, но вместо того чтобы заняться своим образованием в этих вопросах большинство родителей доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. Любое столкновение с незнакомой проблемой, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов для подражания. «Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» - эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение.
История становления образования показывает, что вопрос взаимодействия семьи и учреждений волновали педагогов уже тогда. Е. Н. Водовозова считала, что задача родителей и воспитателей – изучить не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияние внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания, а это возможно только при совместном желании и гармонии взаимодей ствия обеих сторон.
Деятельность педагогических коллективов должна быть гибкой и ме-няться в соответствии с изменениями в социуме, учитывать современные подходы к проблеме воспитания.
Главная задача – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что, безусловно, требует определённых усилий от педагогического коллектива. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность искать новые пути решения проблемы, расстаться со сложившимся порядком вещей. Но чаще этого желания у современных родителей нет. Для того чтобы это желание появилось, сотрудничество с родителями должно быть доверительным, предполагать взаимопонимание.
Педагоги должны быть заранее информированы о семье, из которой поступает ребёнок, должны заранее определить, готовы ли они сами к плодотворному взаимодействию с семьёй. Выбрав для своего самообразования тему «Взаимодействие с родителями» я познакомилась с работами французского психоаналитика, врача, педагога Франсуаза Долто, исследовательские работы А. С. Спиваковского, А. Я. Варга, А. И. Захарова (о группавых формах обучения родителей). В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей.
Так широкую известность получила программа Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя». В его работе все внимание концентрируется на навыках общения детей и родителей. Родители по Т. Гордону должны усвоить три основных умения:
активно слушать, то есть умение слышать, что ребёнок хочет сказать родителям;
умение выражать собственные чувства и слова доступно для понима-ния ребёнка;
использовать принцип «оба правы» или «выиграть-выиграть» для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договориться с ребёнком так, чтобы результатом разговора были довольны две стороны. Есть проблемы ребёнка и проблемы родителя, любая проблема должна решаться совместно.
Тяжело растить детей в сложном современном мире. Общество переполнено экономическими и политическими кризисами, что содействует множеству социальных, материальных и других проблем в семье. Всё сложнее сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Основной проблемой воспитания является низкий образовательный уро-вень родителей. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
У современных родителей нет избытка времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Однако, опираясь на мои наблюдения, увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.
Передо мной встает вопрос - как привлечь внимание родителей к ценным советам, как предотвратить отчуждение семьи от детского сада, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Сегодня, практическое овладение методами и приемами согласованных педагогических действий между воспитателями и родителями, может осу-ществляться через активные методы совместного с ребенком участия в раз-личных видах деятельности способствующих установлению и развитию контакта и сотрудничества с родителями.
Идеи Е. П. Арнаутовой, Т. А. Куликовой, А. В. Хуторского и др. о переходе от методов назидания, наставления и принуждения к методам партнерства, сотрудничества, взаимодействию между педагогами и родителями на основе диалога активно используются нами при взаимодействии с родителями.
Позитивное и продуктивное сотрудничество с родителями позволяет по-высить качество дошкольного образования. Система сотрудничества с родителями и семьей воспитанников, включает в себя:
1. Предоставление родителям (законным представителям) полной информации об образовательной деятельности детского сада. В условиях непосредственного общения сотрудников с родителями это могут быть семинары. Родители должны иметь возможность знакомства с образовательными программами, санитарными нормами, условиями режима и др.
2. Участие родителей в развитии и воспитании ребенка в детском саду:
предоставление родителям возможности наблюдения и участия в жиз-ни ребенка (период адаптации, сложные проблемы развития ребенка, трудная жизненная ситуация и др.);
вовлечение родителей и семьи ребенка в воспитательно-образовательный процесс (участие в утренниках, программах развле-чений);
использование разнообразных вариантов приобщения семьи к участию в жизни группы (совместные праздники)
3. Постоянный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками:
регулярное взаимодействие с семьей по вопросам особенностей личностного развития ребенка;
проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
педагогические беседы с родителями;
круглый стол с родителями;
тематические консультации;
конференции с родителями;
организация «уголков для родителей»
4. В случае, когда личный контакт невозможен используются доски объяв-лений:
объявления о собраниях;
объявления о предстоящих мероприятиях;
информация о деятельности детей в группе:
высказывание детей в течение дня;
ежедневные расписания;
благодарности родителям.
Ориентация педагогов на социальное партнерство создает адекватные условия для повышения психолого-педагогической культуры родителей. Педагогический коллектив помогает родителям понимать, что с их ребенком происходит в детском саду, какова роль семьи в воспитательно-образовательном процессе; способствует желанию родителей помогать педагогам и своему ребенку прожить жизнь в детском саду радостно и полноценно; поддерживает интерес родителей к жизни и здоровью своего ребенка, к участию в его развитии и воспитании, также стимулирует готовность родителей идти на контакт для повышения качества дошкольного образования.
«Семья + дошкольная группа = спокойствие и разностороннее развитие ребёнка» - эта формула должна стать девизом для всех дошкольных учреждений.