Венгурова Елена
Современные принципы взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами, общение.
Взаимодействие воспитателя с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет воспитателем условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Так же оно предполагает обоюдное желание родителей и воспитателей поддерживать контакты друг с другом.
Публикация «Современные принципы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Одна из наиболее главных задач, которая стоит перед дошкольным учреждением это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ».
Согласно стандартам ФГОС ДО в работе с родителями воспитанников нужно учитывать такие факторы, как: социальный статус, микроклимат семьи, уровень интереса родителей деятельностью ДОУ и т. д. Существуют определенные требования по взаимодействию ДОУ и родителей. Один из главных принципов это сотрудничество дошкольного заведения и семьи. Одним из требований является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для того, чтобы хорошо владеть данной темой необходимо знать ключевые понятия касаемые детского сада и семьи.
Семья - группа людей состоящих в браке или кровно - родственных отношениях.
Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать).
Ребенок - человек в период детства.
Детско - родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада "ребенок - родители") и сверху вниз (диада "родители - ребенок", определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.
Детский сад - это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитатель - это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста.
Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Основная часть родителей, это непрофессиональные воспитатели. Не редко родители испытывают некоторые затруднения при контакте со своим ребенком. Поэтому, педагоги вместе с родителями должны находить подходящие способы решения трудностей. Чаще всего в таких ситуациях недостаточно беседы. Нужно искать действующие формы и методы для максимального эффекта. Так же важно чтобы в этих взаимоотношениях в приоритете были сотрудничество, взаимодействия и доверительные отношения [7, с. 194].
В дошкольных учреждениях для реализации этой проблемы существуют общие родительские собрания, групповые родительские собрания, индивидуальные встречи, беседы, консультации, семинары и т. д., также существуют наглядные пособия: фотовыставки, памятки с рекомендациями и т. д.
Очень хорошо, когда есть в детском саду информационная стена, где каждый родитель может ознакомиться с интересными событиями, достижениями детей и рекомендациями специалистов.
Кроме этого родители должны быть активными участниками праздников и концертов, викторин, мастер – классов, выставок и остальных мероприятий проводимых в ДОУ.
Практикуются в детских садах и различные акции. Например, «Подари улыбку детям!», где каждый может написать пожелание для ребенка. Такие стенды получаются очень красивыми, яркими, а главное искренними и добрыми.
Таким образом, в результате взаимодействия педагогов и родителей педагоги становятся более смелыми и инициативными, налаживаются отношения между воспитателями и родителями, родители проявляют свою активность.
Такая совместная работа педагогов, родителей и их детей очень благоприятно сказывается на воспитанниках детского сада. Отношения между воспитателем и ребенком становятся более близкими, открытыми и доверительными, потому что ребенок видит тесное общение его родителей и педагога. Дети активных родителей более уверенные в себе, инициативные и любознательные [19, с. 169].
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Итак, отношения между детским садом с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.