Алёна Набиуллина
Проектная деятельность как эффективный способ взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго
Воспитание подрастающего поколения является предметом особой заботы. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273.- ФЗ гласит, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому одним из приоритетов в работе дошкольной образовательной организации является построение взаимоотношений сотрудничества, доверительности и взаимодействия. Где под «сотрудничеством» понимается общение «на равных», партнерские отношения, где отсутствует привилегия, контроль и оценка. Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, который осуществляется с помощью общения.
Публикация «Проектная деятельность как эффективный способ взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Мы считаем, что проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время стала одной из наиболее актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий) заставляют искать новые формы взаимодействия. Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для повышения уровня информированности, вовлеченности и удовлетворенности родителей воспитательно-образовательным процессом разрабатывается план совместной деятельности. Данные мероприятия составляются в соответствии с потребностями и интересами родителей, а также возможностями педагогов.
Я предположила, что проектный метод является наиболее эффективным в работе с семьей, и он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, даст возможность эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, послужит формированию целостного чувственного опыта.
С целью развития взаимодействия детского сада и семьи нами был в период с сентября 2017 года по май 2018 года реализован проект «Мама, папа, я - дружная семья», участниками которого стали дети, педагоги, родители, бабушки и дедушки воспитанников.
Целью данного проекта мы ставили : формирование представлений у ребёнка о себе, своей семье и социальном окружении.
В ходе проекта мы решали следующие задачи:
- расширить представление детей о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи);
- помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
- воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им;
- cпособствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
- создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;
- создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
- перевести родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников образовательного процесса.
В результате реализации проекта воспитанники смогли :
- овладеть понятием «Семья»;
- узнать родословную своей семьи, получить информацию о профессиях своих родителей;
- составить рассказы о своей семье;
- проявить заботу и уважение ко всем членам семьи.
Продуктом проектной деятельности стало :
- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;
- составление «Калейдоскопа дней рождений»;
- выпуск каждой семьей стенгазеты «Моя семья»;
- организация выставки «Семейное хобби»;
- изготовление подарков для родителей;
- спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы!».
Одним из этапов работы над проектом стала организация совместной деятельности с семьей, которая включила в себя следующие мероприятия:
- проведение консультаций «Готовимся к школе», «Рекомендации для заботливых родителей», «ЗОЖ в семье», «Закаливание», «Заряд энергии и бодрости с самого утра», «Составляем родословную».
- изготовление генеалогического древа «Моя семья».
- изготовление альбома «Родословная группы».
- изготовление стенгазеты «Какими мы были - какие мы стали».
- проведение мастер-классов с участием родителей: «Моя любимая профессия», «Футбол с детства» (где папы пробуют себя в роли тренера).
Родители были вовлечены нами в сбор материалов, необходимых для реализации проекта и активного участия в нем.
- организация досуга для родителей «Нашим мамам» с участием детей;
- спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- спортивный праздник «А ну-ка, мамы!»;
- выставка работ «Генеалогическое древо»;
- создание группового альбома.
Реализация данного проекта позволила нам достичь следующих результатов:
- поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел в группе;
- наблюдается рост посещаемости и участия родителями в конкурсных мероприятиях;
- повысилась психолого-педагогическая культура родителей.
Проведенные мероприятия позволили родителям не только наблюдать достижения своих детей, но и самим приятно провести время со своим ребенком в активной деятельности.
У детей вырос интерес к семье, её прошлому и настоящему, появилось желание быть похожими на близких людей в делах и поступках.
Реализованный проект дал возможность сплотить родителей, детей и педагогов. И теперь наш общий девиз – «Будущее создается сегодня!».
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya
2. О. Н. Митрофанова «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи», журнал «Справочник старшего воспитателя»
№ 2 – 2011г., с. 62 – 69.
3. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
5. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I, II – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.