Олеся Морозова
Деловая игра для педагогов «Методическая сказка «Индивидуализация образовательного процесса»»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса».
Познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и «индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения.
Стимулировать творческую инициативу педагогов.
Воспитывать интерес к педагогическому поиску
Совершенствовать у педагогов пед. рефлексию.
Ход:
Слайд
Публикация «Деловая игра для педагогов „Методическая сказка „Индивидуализация образовательного процесса““» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ни одну модель нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. К. Шеннон
Вступление
Семинар посвящен «Индивидуализации образовательного процесса».
Деление по разрезной картинке на две компании.
Действие первое.
Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и годился этим.
Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц (звучит музыка) – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка – звуки ветра) и принес ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит ему строго-пристрого, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная как.
Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начал его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь. И дал он ему в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А в помощь дал очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные (ст. воспитатель показывает очки и клубочек) и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает. А ФГОС пошел дальше по стране дошкольного образования.
Педагог заглянул в свиток новшеств, а оттуда как выскочат как выпрыгнут принципы необычные, как разбегутся в стороны разные! Запаниковал тут Педагог, не знает, что и делать ему, за голову схватился, мысли в кучу собирает. Боятся глаза Педагога, а руки дело делают. Схватили они Индивидуализацию и поставили перед глазами Педагога. Бери мол, разбирайся и внедряй.
Опомнился Педагог и смотрит на Индивидуализацию и говорит : «Что же за имя то такое заморское: Индивидуализация? Что за принцип эдакий и как строить педагогический процесс в соответствии с этим принципом? Зачем нужна ты мне?».
А Индивидуализация дивным да сладким-сладким голоском ему и отвечает: «Принцип я, являющийся основополагающим ФГОС ДО. А загадки мои, добрый и умный Педагог, разгадай ты сам, потрудись, не ленись и службу верную послужу я тебе».
Много вопросов возникло у Педагога. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и открылись ему дорогою страницы стандарта.
Действие второе
Задание 1.
Заранее педагоги подготовили вырезки из приказа №1155 все, что касается принципа индивидуализации и индивидуального подхода. Необходимо наклеить вырезки из приказа на «следы» из бумаги и разложить.
Педагоги выполняют задание в компаниях. Зачитывают и выкладывают следы к слову «индивидуализация» «индивидуальный подход» на полу.
Подсказка : ребенок - «субъект» своего образования! Поддержать инициативу ребенка.
Слайд:
1.4. 2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
1.4. 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
п. 1.6.(задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Вывод: ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Поэтому, необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализация.
Давайте попробуем определить понятия самостоятельно.
Задание 2.
Педагогам предлагается заполнить пропуски словами: индивидуальный подход и индивидуализация. Зачитывают, доказывают ключевыми понятиями.
Проверяем по слайду.
Слайд
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
Индивидуальный подход состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия.
Индивидуальный подход наиболее эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина диагностированы точно.
Индивидуальный подход - психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Индивидуальный подход обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей;
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация образования - это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
Индивидуализация (по С. М. Юсфину,Н. Н. Михайловой) - это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности"
Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализация образования - деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Индивидуализация – учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.
Сущность индивидуализации в поддержке развивающейся способности к самоопределению и самореализации в самостоятельной и сотруднической деятельности. Это процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.
Вывод: Вы правы, два этих понятия имеют как сходства, так и различия.
Слайд. Таблица№1.
Индивидуальный подход в образовании
Индивидуализация образования
От педагога
От ребенка
Цель:
Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.
Цель:
Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.
Распространяется на небольшую часть детей группы.
Распространяется на каждого ребенка.
Ребенок объект образования.
Ребенок субъект собственной деятельности.
Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.
Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.
Признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.
Диктат и опека.
Сотрудничество и партнерские отношения.
Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия.
Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий.
Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого;
Усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.
Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром;
Самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта.
От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.
От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.
Мониторинг освоения программы
Карта развития ребенка
Вывод:
Наша цель: воспитание личности, разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельностной.
Для такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого ребенка.
Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
Задание 3.
Ведущий: Ребенок должен быть субъектом собственной деятельности. Что это значит? (Субъект - в деятельности предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность). Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам.
Слайд
С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.
М. М. Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.
Слайд
Вывод: Так, в пособии В. В. Горшковой выделяются следующие признаки субъекта:
-активность,
-сознательность,
-свобода,
-ответственность,
-уникальность,
-способность к творчеству,
-способность действовать по собственному убеждению,
-аргументированно противодействовать неблагоприятным обстоятельствам
Вывод: Ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.
Слайд
К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
Задание 4.
Компании предлагается вытянуть лист с названием вида деятельности.
Ведущий: Приведите пример (расскажите, покажите, и т. д., где ребенок в контексте его деятельности выступает как субъект, и как объект. Определитесь при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.
Слайд (Вопросы в помощь)
-В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?
-Как педагог может поддержать детскую инициативу?
-Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?
-Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?
-Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной помощью?
-Какую возможность творить в ней получит каждый ребенок?
-В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?
-Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?
Вывод: Чего нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?
Обсуждение результатов работы групп.
Задание 5
Ведущий: Обсудите в компаниях, в чем могут быть представлены результаты индивидуализации?
Слайд
Результаты индивидуализации ребенка :
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио, копилка личных достижений
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
5. Презентация продуктов детской деятельности (выставка детских работ)
6. Панорамам добрых дел
7. Здравствуйте, я пришел! (Уголок настроения)
8. Групповой сбор
9. Доска выбора, Цветок выбора, Картограф с обозначенными центрами (Планирование дня)
10. «Волшебный сундучок»
11. Использование различных технологий
12. Рефлексия.
Вывод: Реализуя на практике принцип индивидуализации, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
Задание 6.
Ведущий: Объединитесь со своим напарником по группе вместе. Определите, какие условия для индивидуализации образовательного процесса уже есть в вашей группе, а что следует сделать (раздается таблица для заполнения).
Действие третье
Долго ли, коротко ли шел Педагог, разгадал тайну Индивидуализации. Диву дается, как же все ладно получилося. Много он нового узнал, много интересного открыл, да понял, что одному ему все это не осилить.
Вновь оказался педагог под Дубом мудрости. Задумался Педагог и не заметил, как очутились перед ним ФГОС.
А ФГОС глянули на Педагога ласково, одобрили его деяния. Напомнил они Педагогу о том, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись ему без помощи Родителей и специалистов узких, да органов вышестоящих, а уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным. Стал Педагог приглядываться - так и есть.
Но опять задумался Педагог : «Надобно условия создать для принципа такого чудного!»
Но это уже другая история…
На этом сказка об индивидуализации не кончается-
Это только начало нового пути.
А я желаю Вам удачи и творческих идей,
Чтобы этот путь достойно пройти!
Рефлексия.
На предложенных листах дорисуйте фигуру, описывающее ваше состояние, настроение после семинара. Спасибо за работу.
___ организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
___ состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия. ___ наиболее эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина диагностированы точно.
___ психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
___ обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей;
___ процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
___ это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
___ это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности".
___ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
___ деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является содержательным и смысловым контекстом развития.
___ это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
___ учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающей предметно-пространственной среды.
___ процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.
Сущность ___ в поддержке развивающейся способности к самоопределению и самореализации в самостоятельной и сотруднической деятельности. Это процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.
Условия для создания индивидуализации образования в группе «___»
Что есть?
Что нужно?
Условия для создания индивидуализации образования в группе «___»
Что есть?
Что нужно?
Двигательная
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Музыкальная