Ирина Юрьевна Вихляева
Деловая игра для педагогов ДОУ «Познавательно-речевой калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Вихляева
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в познавательном и речевом развитии дошкольников
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
5. Совершенствовать навыки логического мышления.
Подготовительная работа
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Познавательно-речевой калейдоскоп“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
1. Подготовлена презентация для проведения деловой игры.
2. Камешки Марблс для оценивания ответов.
3. Задания для участников команд.
4. Выбор жюри из членов коллектива.
Ход деловой игры:
- Уважаемые коллеги! Разрешите мне сегодня провести деловую игру, в которой мы уделим внимание актуальной проблеме: познавательно-речевому развитию наших воспитанников.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем лучше созданы условия для саморазвития личности, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
В ходе нашей деловой игры «Познавательно-речевой калейдоскоп» мы немного освежим теоретические и практические знания по вопросам познавательно-речевого развития наших воспитанников, нашего родного русского языка, проявим находчивость, покажем, как развито наше воображение, коммуникативность, лабильность и умение работать в команде.
Я предлагаю Вам выбрать по одной карточке (перевернутые буквы). У кого в руках гласная буква пройдите за стол команды «Гласных», у кого согласная – за стол команды «Согласных»
Итак, начинаем деловую игру «Познавательно-речевой калейдоскоп», в которой участвуют две команды: «Гласные» и «Согласные»
В состав жюри предлагаю выбрать заведующую детским садом. Жюри прошу занять свое место.
Задачи членов жюри:
-внимательно следить за ходом игры;
-после каждого задания оценивать участников игры;
-определить команду-победителя.
Правила игры: (слайд № 3)
— работать дружно, согласованно;
— соблюдать порядок;
— уметь слушать другого;
— за другую команду не отвечать;
— выслушать задание до конца;
— отвечать громко, но не хором.
- Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника, н-р, я Ирина – интересная….
1. Разминка:
Это задание не оценивается.
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
I часть
• Иглы колкие торчат прямо с детства у (ежат) .
• В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там( ёрш) .
• Через горы и леса в край родной летит… (птица) .
• Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки) .
• Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый (петух) .
• Звонко цокают подковы на копытах у (коня) .
• Кукарекает спросонок Милый, добрый. поросенок? Ответ: петух
• Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка? Белка
• Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный. бегемот? Бабочка
• Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова
• Кружевную паутину Сплел искусно. Буратино? паук
• В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два.? петуха
• Очень медленно и тихо По листу ползет.? улитка
• Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей
• В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -.? рыба
• Меж коряг устроил домик Шар колючий – добрый гномик? ёж
• Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок
• Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней,
Что быть может веселей? А поет вам. соловей? лягушка
• Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?
Ответ: 3 кг
• Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?
Ответ: под мокрым
• Как далеко в лес может забежать заяц?
Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.
• Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?
Ответ: В январе деревья не цветут
• Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.
II часть
• Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на мои вопросы.
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
1. Конкурс «Блиц» (слайды № 4, 5)
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Будьте внимательны!
Вопросы и задания для первой команды:
1. Назовите нормативно-правовой обязательный документ детского сада. (Устав ДОУ)
2. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени)
3. Сколько гласных букв в русском языке? (33)
4. Время года, когда сани готовить уже поздно? (зима)
5. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным)
6. Придумайте однокоренное слово к слову «речь» (речевой)
7. Что такое фонема? (звук)
8. Необходимо заменить предложение пословицей. • Не болтай. (Держи язык за зубами)
9. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный) .
10. Поделите на слоги слово рассчитанный. Сколько слогов в этом слове? (4)
11. Какую часть слова ищут математики? (корень)
12. Измените по образцу: много столов — один., много туфлей—. (одна).
13. Объясните значение слова пароход.
14. Какая приставка, попав в слово ТРАВА, сделает её совершенно непригодной в пищу животным? (отрава)
15. Сколько ног у курицы? (нет ног)
Вопросы и задания для второй команды.
1. Назовите основной документ образовательной деятельности детского сада (ООП)
2. Назовите все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)
3. Сколько гласных звуков в русском языке? (42)
4. Буквы, которые не составляют звука (ь, Ъ)
5. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (О)
6. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым)
7. Придумайте однокоренное слово к слову «игра» (игровой, игрушка)
8. Необходимо заменить предложение пословицей. • Учись всю жизнь. (Век
живи и век учись)
9. Дайте характеристику звуку «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный)
10. Самое умное живое существо на планете (человек)
11. Какой знак препинания ставят ребром? (тире)
12. Измените по образцу: много домов — один., много манжет — (одна манжета).
13. Поделите на слоги слово парикмахерская. Сколько слогов в этом слове? (6)
14. С какой ягодой сравнивают хорошую жизнь? (малина)
15. Зачем обезьяне длинный хвост?
- Очень трудное было задание,
Но воспитатели справляются,
Из всех сил стараются.
Я думаю, пора размяться,
Включить смекалку, подумать,
И, может быть, немного посмеяться.
2. Литературная страница.
Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
9. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности(«Айога».)
14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
3. Конкурс «Самый внимательный» (слайды № 8, 9)
Задание: выбрать из трех предложенных слов два слова - «неприятеля».
Выигрывает команда, быстрее выполнившая 15 заданий. Кто первый выполнит тот первый бьет в бубен.
Для первой команды.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Радость, счастье, печаль.
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Вдох, дыхание, выдох,
13. Юг, запад, север.
14. Старый, грязный, новый.
15. Много, чуть-чуть, мало.
Для второй команды
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный;
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Мириться, улыбаться, ссориться.
12. Зима, осень, лето.
13. Сухой, высохший, мокрый.
14. Восход, заря, заход.
15. Острый, заточенный, тупой.
4. Конкурс «Воздушный шар»
Задание: Команды по очереди берут по одному шару и лопают его. Внутри шара вопрос. Дается 1 минута на подготовку. За каждый правильный ответ командам начисляется по 2 балла.
1. Что влияет на формирование человеческой личности?
Ответ: воспитание, социальная и природная среда, наследственность.
2. Какие психические процессы задействованы в познавательном развитии ребенка?
Ответ: все – память, внимание, восприятие, мышление, речь. Их и называют познавательными процессами.
3. Назовите главные задачи познавательного развития?
Ответ: развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности.
4. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
Ответ: - Формирование словаря.
- Звуковая культура речи.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Ознакомление с художественной литературой.
5. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?
Ответ: игровой (дид., с/р, игры с правилами, режимные моменты, прогулки, НОД, самостоятельная деят-ть.
6. Назовите основные требования к зоне познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?
1. Доступность
2. Психологический комфорт
3. Соответствие возрасту
Ответ: - оборудование и материалы для организации опытов, исследований: микроскоп, колбочки, палочки, магниты, камни, бумага, стаканы разной формы, сито, лопатки
- природный материал: камешки разного цвета и формы, разная по составу земля, веточки\, пух, перья и т. д. в соответствии с возрастом
- оборудование для ухода за растениями, схемы роста растений, календари природы, дидактические игры и т. д.
7. Назовите основные требования к зоне речевого развития дошкольников?
Ответ:
• Для развития слухового внимания: звучащие игрушки, ширма.
• Для развития артикуляционной моторики: зеркала
• Для развития физиологического дыхания:
а) музыкальные, духовые игрушки: дудочки, саксофоны, губные гармошки.
б) разноцветные бабочки.
в) султанчики, вертушки.
г) радужные шары.
д) комочек ваты, воротца.
е) карандаши.
• Для развития мелкой моторики: прищепки, шнуровки, игры Воскобовича, бусинки и т. д.
• Картинки для составления предложений (сюжетные)
• Серия картинок для составления последовательного рассказа
• Настольные, пальчиковые, теневые, фланелевые, кукольные театры.
• Различные настольные игры для развития речи (сложи картинку, речевое лото и т. д
8. Какие методы и приемы используются при формировании познавательно-речевого развития?
Ответ:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций, схемы, алгоритмы, оформление выставки
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, пересказ, использование художественного слова.
5.«Закончи предложение»
Задание: закончить предложение, подобрав сравнение.
Выигрывает команда, которая не только быстрее, но и более точно и красиво подберёт сравнение, эпитет.
1. Земля покрыта снегом, как.
2. Мысль в моей голове засела, как.
3. Малыши прыгают по траве, как.
4. Балерина на сцене кружится, как. .
5. На улице темно, как.
7. Дети в группе галдят, как.
8. Дверь в комнате скрипит, как.
9. Волны вздымаются, как.
10. Солнце нещадно, палит, как.
6. Конкурс «Конкурс скороговорок»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки-языколомки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (корзинка со скороговорками на выбор)
Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию.
От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)
Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)
Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)
Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)
Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)
Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь)
Оцениваются: - правильность показа; - артистичность; - правильность ответов.
7. Назовите одним словом
1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3. Литературное произведение для пересказа (сказка)
4. Тип связной речи (диалог)
5. Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
8.«Собери слово» (слайд № 6)
Задание: за 1 мин каждая команда должна по предложенным одинаковым слоговым наборам составить как можно больше слов.
Я самая красивая самая обаятельная привлекательная загадочная интересная волшебная любимая (В преддверии праздника 8 марта)
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.