Лариса Климова
Деловая игра для педагогов ДОУ «Устремим ум на радость творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть
известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,
так должен и может быть прекрасным мастером педагог».
А. С. Макаренко
Аннотация
Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Вашему вниманию предлагается деловая игра, как одна из форм работы с педагогами на тему : «Устремим ум на радость творчества». Задания в данном материале разработаны с целью того, чтобы педагоги обменивались друг с другом педагогическим опытом, развивали творческие способности. В ходе деловой игры применяются мультимедийные технологии.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Устремим ум на радость творчества“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Актуализация и развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей педагогов ДОУ.
Задачи:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, креативность.
Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение работать в команде, желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
3 слайд
План проведения Деловой игры :
1. Информационный блок.
2. Сценарий Деловой игры.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ района.
Ход игры:
1. Информационный блок.
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
А сейчас немного теории, что такое педмастерство?
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. В зависимости от результатов можно выделить 4 уровня мастерства:
- репродуктивный уровень (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);
- адаптивный уровень (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);
- локально моделирующий уровень (педагог умеет передавать, трансформировать информацию, и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);
- системно моделирующий уровень (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.
Наш семинар - практикум направлен на совершенствование мастерства педагогов, сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. Пройдет данный семинар в форме деловой игры, в ней примут участие 2 команды педагогов ДОУ района (педагоги заранее разделились на команды). Фото.
2. Сценарий Деловой игры
«Быть педагогом и жить любя,
Светить и озаряться этим светом,
И тратить целый век себя –
Такая честь в признанье этом!»
Уважаемые коллеги, именно этими словами я хотели бы сегодня к вам обратиться. И так, мы начинаем нашу игру.
Задание № 1
Придумать название команды, девиз и выбрать капитана.
Уважаемые коллеги, пока команды совещаются, предлагаем вашему вниманию песню «Воспитатель», в исполнении подготовительной группы.
Визитная карточка Команд (приветствие)
Задание № 2 «Интеллектуально- творческая разминка».
поочередно каждой команде ведущий задаёт вопросы
1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов (наблюдение).
2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта (память).
1 команда: На основе чего разрабатывается примерная общеобразовательная программа? (на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта)
2 команда: Содержание работы в утренние часы (приём детей, игры малой подвижности, индивидуальная работа, беседы, труд в уголке природы, подвижные игры)
1 команда: Каким должен быть режим дня в детском саду и в семье? (единые требования соблюдения режима дня в семье и в детском саду)
2 команда: Назовите все образовательные области (социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие).
Задание командам: закончите четверостишья.
1. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
(Оказалось, это брюки.)
2. Надевать он стал пальто
Говорят, ему: не то.
Стал натягивать гамаши
( Говорят ему: не ваши.)
1. Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
(Покупать бутылку квасу.)
2. Побежал он на перрон
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
(Рассовал их под диваны)
«Не всё спокойно в детском королевстве!
Вчера Серёжа вылил клей в компот.
Антон влюбился в Аню, по-соседски,
Она ему ватрушки отдаёт.
Зарплата наша, ну её, зарплату!
Но если вдруг, повысят – хорошо!
Мужчины, видно, всё же трусоваты –
Хоть кто бы в воспитатели пошёл!
Но в общем, мы довольны и не ноем
Страдаем мы порой и то чуть-чуть.
Мы воспитатели, нормальные герои,
Поскольку детство – самый главный путь!»
Задание № 3 «Развитие творческих способностей и выразительной речи воспитателя»
Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши».
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны уметь их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
Задание команде 2.
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
Задание командам: Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
1 команда 2 команда
тихо громко
нежно удивленно
иронично восторженно
ласково требовательно
«Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас».
Задание № 4 «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Она не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуации неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Ещё В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Вовремя, Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
Сейчас вам предлагается проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ - технология решения изобретательских задач)
Задание командам:
Каждая команда должна составить краткое рекламное объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист.
Уважаемые коллеги, пока команды готовятся, для вас выступят дети подготовительной группы – танец «Рябины России».
Команды зачитывают составленные объявления.
Задание командам:
В этом задании вам предлагается природная система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему.
1-вой команде - система ЛЕС. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа)
2-ой команде - система РЕКА. (Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал — за рулем -
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.
Пускай! Когда придет пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.
И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.
Звучит музыкальная заставка песни «Капитаны»
Конкурс для капитанов команд - Блиц- опрос «Русские народные игры»
поочерёдно Капитаны команд отвечают на вопросы
1. Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
2. Главная роль в народной игре? (водящий)
1. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
2. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
1. Где используются Р. Н. И.? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур. походов)
2. Какие физические качества воспитываются в Р. Н. И.? (смелость, ловкость, выносливость)
1. Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
2. Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Звучит музыкальная заставка из передачи «В гостях у сказки»
Вика К.
«Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Настя К.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Задание № 5 «Все мы любим сказки»
Задание командам: «Волшебное средство».
На слайдах представлены волшебные предметы. Участники команд должны догадаться, какому сказочному герою принадлежит данный волшебный предмет.
Задание командам: «Угадай сказку»
На слайдах представлены предметы и герои сказок, по которым участники команд должны догадаться, что это за сказка.
Минутка отдыха: командам предлагается отдохнуть
воспитанники подготовительной группы исполнят хороводную песню
«У рябинушки».
«Мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит «Мерседес»,
но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс
И речь такую, я друзья, трактуя,
Скажу вам всем, коллеги, не тая.
Нам не нужна профессия другая.
Горжусь я тем, что воспитатель я!
Уважаемые коллеги, на этой оптимистичной ноте, наша игра заканчивается, спасибо командам за игру.
Рефлексия. Подведение итогов игры.
Подводятся итоги деловой игры, награждение участников, обмен мнениями: насколько игра помогла проявить себя, дала ли игра новые знания и умения, что именно в игре понравилось, а что нет, что в дальнейшем можно применить на практике.
Список использованной литературы:
1. Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. М. : Издательство «Учитель», 2009г.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004г.
3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004г.
5. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008г.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998г.
7. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004г.
8. Бацина Е. Г., Сертакова Н. М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2015г.
9. Бацина Е. Г., Чепикова В. Н. Организация образовательного процесса в услових внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы. Волгоград: Учитель 4014.
10. Занина Л. В. Основы педагогического мастерства / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004г.
11. Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога / И. Н. Кузнецов. - М. : РОСБУХ, 2008г.
12. Методы системного педагогического исследования : Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л. : ЛГУ, 1980г.