Светлана Курлыкова
Деловая игра для педагогов «Искусство педагогического общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство педагогического общения»
Цель: сформулировать основные правша педагогического общения педагогов с детьми и их родителями, с коллегами по работе.
Структура деловой игры
I. Организационный этап. Слайд 1.
Объявление цели и задач игры, вступительная беседа о общении. Слайд 2.
Под спокойную музыку участники входят в зал и рассаживаются на места по своему усмотрению.)
Публикация «Деловая игра для педагогов „Искусство педагогического общения“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ведущий: Уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим об искусстве общения. Скажите, что же такое общение? (ответы участников). Слайд 3.
Да, верно, общение - это необходимый обмен опытом, знаниями, мыслями, чувствами. Без общения человек не может познать ни окружающий мир, ни себя самого. Не может также оценить свои поступки, мысли.
Только благодаря сотрудничеству с другими людьми человек обретает новые идеи. Без общения человек заболевает странной болезнью, которую можно обозначить как "сенсорный голод" — дефицит впечатлений, информации, эмоций. Происходит так потому, что человек испытывает потребность в общении так же, как в еде или движении. В науке принято разделять людей на экстравертов и интровертов. С каждым типом необходим свой стиль общения.
Экстраверты — люди, которые испытывают большую потребность в общении. Они коммуникабельны. Умеют радоваться своим успехам и успехам окружающих. Сами говорят много, откровенно, без двойного смысла. У таких людей множество контактов в различных социальных сферах. Часто они становятся лидерами в коллективе, в компании. Интроверты люди, которым общаться иногда тяжело. Часто даже близкие не могут предположить, что они чувствуют. На контакт такие люди идут неохотно и обсуждают свое состояние только изредка, в большинстве случаев они переживают все в себе. Такое положение вещей не располагает к искренности, поэтому интроверты остаются без друзей, в одиночестве. Все мы педагоги и должны уметь контактировать с детьми, родителями, а также друг с другом.
Слайд 4.
Нам нужно разделиться на четыре команды. Для этого предлагаем поиграть в игру «Чудесный мешочек».
II. Вводный этап. Проведение теста Ряховского.
Назначение: адаптация слушателей к новой обстановке, настрой на взаимодействие в игре и на активный творческий поиск.
Реализация: объявление цели и задач игры, тест В. Ф. Ряховского «Оценка общительности педагога».
Инструментарий: вопросы теста, ключ к тесту (Приложение 1).
Игра «Чудесный мешочек». Педагоги делятся на четыре команды.
Каждый из участников из «Чудесного мешочка» достаёт фишку определённого цвета и усаживается за стол с табличкой того же цвета.
Инструментарий: таблички с цветовым обозначением групп («красные», «синие», «желтые», «зеленые», «Чудесный мешочек», фишки - 32 штуки четырёх цветов). Хотите узнать кто вы? Давайте проверим. На листочке напишите, как вы считаете, кто вы. Выбирайте:
-вы рубаха парень;
-вы весьма общительны;
-вы в известной степени общительны;
-вы необщительны.
А теперь мы хотим предложить пройти тест, и Вы узнаете, правы вы или нет. На вопрос вы отвечаете: да, иногда, нет.
Тест оценки уровня общительности, коммуникабельности.
А теперь посчитайте:
«да» - 2 очка, «иногда» -1 очко, «нет»- 0 очков. (Приложение 1)
Ведущий: Совпали Ваши предположения с нашим тестом? Узнали о себе что-то новенькое?
Ш. Игры на сплочение команд:
«Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встаёт и произносит какую - либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Желаю всем.»
«Игра в мяч» Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому участнику, приветствуя его по - своему и называя его по имени.
«Танцевальная». Под спокойную музыку участники передвигаются по залу. По остановке музыки каждый говорит что-то приятное, оказавшемуся рядом с ним участником.
«Карусель». Участники образуют два круга - внешний и внутренний, - встают плечом друг к другу. По сигналу оба круга начинают движение в противоположном направлении. По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, пожимают правую руку и называют своё любое личное качество.
Инструментарий: Мяч, музыкальное сопровождение.
Ведущий: Вот мы и поиграли и познакомились ещё раз. Предлагаю Вам актуализировать знания и представления по теме «Общение».
IV. «Мозговой Штурм».
Решение кроссворда Слайд 5.
Групповые обсуждения и решение кроссворда. Определяется группа, справившаяся с заданием первой.
Инструментарий: бланки кроссворда для каждой группы.
1. Противоречие, иногда возникающее между людьми в процессе общения.
2. Процесс взаимодействия педагога и ребенка с целью усвоения знаний, умений, навыков.
3. Информация, передаваемая в процессе общения.
4. Высшая психическая функция, проявляемая в процессе общения.
5. Лицо, с которым происходит взаимодействие в процессе общения.
6. Разговор между двумя или несколькими лицами.
7. Невербальное средство общения.
Ответы на кроссворд: 1) конфликт; 2) обучение; 3) сообщение; 4) речь; 5) партнер; 6) диалог; 7) жест.
Слайд 6.
Ответы на вопросы кроссворда.
(Отвечает один представитель группы)
Ведущий: Очень часто в процессе общения люди вступают в конфликт, но и конфликт изживает себя в процессе общения. Только при общении происходит обучение, будь то ребёнок или взрослый человек. Общение это всегда сообщение, какой - либо информации. А передаём мы свои мысли и чувства при помощи речи своему партнёру. И этот разговор мы называем диалогом, используя при этом жесты и мимику.
Существуют вербальные и невербальные средства общения. К вербальным относится речь, а наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они "замерли" или "окаменели". Гнев или злость описываются такими словами, как "лопнуть" от злости или "дрожать" от ярости. Нервничающие люди "кусают губы", т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника означает также понимать язык невербального общения.
Невербальное общение, широко известное как "язык жестов", включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во - первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: "Я не знаю, как выразить это словами", имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна "утечка" скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса.
Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение. Мимика лица, интонация и окраска голоса явно показывает отношение собеседника к происходящему, а вот с жестами дело обстоит иначе.
Я предлагаю вам познакомиться с тактикой общения с помощью жестов. (Показ поз).
Ладонь. Кисти рук
Ладони человека всегда считались уязвимым местом, поэтому их открытость отождествлялась с искренностью, честностью, преданностью.
Наблюдение №1
Если ваш собеседник откровенен с вами, он открывает свои ладони полностью или частично. Если же он обманывает, то, скорее всего, спрячет ладони или за спиной, или в карманах, или скрестит руки на груди.
Наблюдение № 2
Часто ладонь используется для указания, просьбы, приказа. Если ладонь выглядит как рука просящего, то человек воспринимает ваше желание как просьбу, доверительное пожелание.
Если ладонь находится снизу, такой жест воспринимается как покровительствующий или как указание, иногда жестокое. Может вызвать враждебное отношение, если вы разговариваете и просите таким образом человека, который не находится в положении подчиненного.
Если же при этом используется указательный палец, то такой жест вызывает желание защиты от подавляющей руки.
Наблюдение № 3
Руки сцеплены, то это показывает разочарование и желание его скрыть. Отрицательное отношение выражают все три способа сцепления пальцев. Разница только в силе разочарования.
Наблюдение № 4
Кисти рук сложены в фигуру, похожую на шпиль башни. Такое положение рук используют в себе люди, которые закрепили свои позиции и не боятся промаха. Мужчины чаще используют шпиль-вверх, женщины — шпиль-вниз.
Наблюдение № 5
Человек, который закладывает руки за спину или держит руки на бедрах. Он уверен в себе, независим, чувствует превосходство над другими. Если одна рука захватывает другую, то такой человек старается взять себя в руки. Чем больше расстроен человек, тем выше поднимается рука.
Наблюдение № б
Если ваш собеседник делает акцент на большом пальце, т. е. отставляет его на одежде или на скрещенных руках, то это тоже говорит об уверенности в себе. Но этот жест необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами. Такой жест при скрещенных руках — жест отрицательный, так как оборонительное скрещивание рук плюсуется к чувству превосходства больших пальцев. Это может быть и насмешка, и неуважение к собеседнику.
Прикосновение рук
Наблюдение №1
Если ваш собеседник при беседе защищает рот рукой, то, скорее всего, он вас обманывает. Мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Такое же значение имеет прикосновение руки к носу. Чаще этим движением пользуются женщины, чтобы не смазать макияж.
Наблюдение № 2
Прикосновение к ушам или к уху чаще всего предполагает, что ваш собеседник устал слушать.
Наблюдение № 3
Прикосновение к шее, почесывание боковой ее части или оттягивание воротничка говорит, что ваш собеседник не согласен с вами.
Наблюдение № 4
Если человек держит пальцы во рту или старается грызть карандаш, если он подносит ко рту разные предметы (ручки, сигареты, фломастеры, то, скорее всего, ваш собеседник расстроен и требует одобрения и поддержки. Такой жест тоже пришел из детства, когда ребенок чувствовал себя в безопасности, если держал во рту соску.
Наблюдение № 5
Существуют жесты, которые обозначают скуку. Все они сводятся к одному — подпиранию подбородка рукой.
Наблюдение № б
Оценочная поза представляет собой подпирание щеки сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец при этом упирается в висок.
Наблюдение № 7
Если человек поглаживает подбородок, то это значит, что он пытается принять решение. Если вместе с этим жестом будут следовать отрицательные оценочные жесты, то и решение будет отрицательным. И наоборот. Если человек носит очки или курит трубку, то он обязательно обхватит дужку очков или трубку губами, поглаживая при этом подбородок. Этот жест часто сочетается с другими жестами — оценочными, скучающими.
Наблюдение № 8
Если человек хлопает при забывчивости себя по шее, то можно сказать о вашем собеседнике, что он проявляет негативное отношение к окружающим. Будьте внимательны и осторожны с таким человеком. Если же человек хлопает себя по лбу, то, скорее всего, он открыт и способен к сотрудничеству. С таким человеком легко общаться.
Руки-барьеры
Наблюдение № 1
Первое, характерное положение рук на груди — это обыкновенное скрещивание. Это означает оборонное и негативное состояние человека.
Наблюдение № 2
Если при скрещенных руках ладони закрыты, т. е. руки сжаты в кулак, — это означает враждебную, наступательную позицию.
У человека также может покраснеть при этом лицо, что тоже означает готовность к словесному нападению.
Ведущие: Если вы научитесь распознавать жесты окружающих вас людей, то сможете увидеть, когда необходимо произвести серию жестов и изменить разговор. Это даст возможность изменить ход дела.
Инструментарий: таблицы, схемы для иллюстрации материала. Определение эмоционального и коммуникативного состояния потенциального объекта педагогического общения (позы, жесты, расположенность к общению). Задание группам: определить готовность «родителей», изображенных на картинках, к общению, обосновать свой выбор
Инструментарий: картинки с изображением поз и жестов.
Определение по позе готовности собеседника к общению участниками игры. Слайд 7.
Каждой команде даётся по 2 иллюстрации, на которых изображены люди в различных позах. Команды должны «расшифровать» позу. Слайд 8.
Слайд 9. Слайд 10.
VI. Комментирование пословиц
Ведущий: Испокон веков люди придавали общению большое значение. Опыт человечества по этому вопросу народ выразил в пословицах и поговорках, которые являются кладезью народной мудрости.
Я предлагаю Вам пословицы. Какая, по - вашему мнению, наиболее точно определяет сущность общения между людьми? Докажите.
К обсуждению подключайтесь участники других групп. Отстаивайте свои суждения. Инструментарий: карточки с пословицами для каждой группы
Карточка 1.
1. Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Язык до Киева доведет.
3. За что купил, за то и продаю.
4. Как аукнется, так и откликнется.
Карточка 2.
1. Кто старое помянет, тому глаз вон.
2. Куй железо пока горячо.
3. Ложка дегтю в бочку меду.
4. Мели, Емеля, твоя неделя.
Карточка 3
1. Милые бранятся, только тешатся.
2. На чужой роток не накинешь платок.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Повинную голову меч не сечет.
VII. Беседа о педагогическом общении.
Слайд 11.
Ведущий: Так на чём же должно строиться педагогическое общение? В чём его специфика?
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми.
Педагогическое общение обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание детей. Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности педагога и ребёнка устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, можно говорить о педагогическом общении.
Педагогическое общение - особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Структура педагогического общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная;
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией, которая необходима людям для организации совместной деятельности.
2. Интерактивная;
Интерактивная сторона общения обозначает характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей
-Перцептивная;
Перцептивная сторона общения означает приятие друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.
Этапы педагогического общения :
- моделирование общения - предшествует непосредственной встрече педагога с детьми, родителями, педагогами
- непосредственное общение - осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя.
Стратегии педагогического общения :
-открытое, закрытое; -
монологическое,
диалогическое;
ролевое, личностное.
Позиции в общении :
-доброжелательная; нейтральная; враждебная, доминирование;
"общение на равных "; подчинение.
Выступление представителей групп
Основной этап. Формулировка правил общения. Ведущий:
Реализация: Ознакомление со слайдами, на которых сформулированы правила общения. Инструментарий: бланки таблиц для заполнения «Золотые правила общения». Ведущие: Вряд ли найдется человек, который искренне желал бы, чтобы в общении на него давили, «ломали», но и чтобы им манипулировали, обманывали его, или как сейчас говорят «накалывали». Зато каждый из нас хотел бы, чтобы с ним общались на равных, уважали его личность и достоинство, слушали и понимали, принимали его точку зрения заслуживающей внимания, были искренними и доброжелательными. Этого мы хотим, но сами того не замечая, этот самый для нас желанный стиль общения нарушаем, когда приходится влиять на другого человека и он чем-либо становится нам неудобен: не понимает нас, невнимательно слушает, срывается на критику, допускает грубость. Мы тут же срываемся либо на силовой стиль (как бы в ответ, в отместку, либо и того хуже - начинаем ловчить.
Помните, «не убий», «не укради», «почитай отца твоего и мать твою», «не создавай себе кумира» - заповеди христианства, то есть то, что должен делать человек и чего должен избегать, если хочет быть истинным христианином. Заповеди - это принципиальные, основные правила, отступление от которых разрушает саму систему веры. Если мы убеждены, что педагогическое общение оптимально для здоровья и души, наилучшим образом помогает искусству жить среди людей, следует выполнять его правила.
Золотые правила педагогического общения :
Правило первое:
Уравновешенность. Уважительное отношение к любому собеседнику.
Правило второе:
Установление доброжелательного контакта, настраивание на доброжелательное общение.
Правило третье:
В позах, жестах и мимике надо постараться устранить все агрессивное, возбуждающее в партнере дискомфорт, замкнутость, а то и сопротивление. Мы очень внимательны к внешним проявлениям, к состоянию лица и движениям друг друга. Тут мы уж точно соринку видим в чужом глазу. Зеркальные нейроны ничего не упустят! И если состояние собеседника «сердито», готово к конфликтности, напряженно- агрессивно, мы это сразу чуем и стараемся такого человека избегать, а если вынуждены с ним вступать в общение, то идем на это с какой-то внутренней опаской, преодолеваем барьер и настраиваемся дать отпор. По сути мы как бы настраиваем себя заранее на конфликт. Значит - долой малейшую агрессивность в жестах и мимике!
Правило четвё ртое:
Активно одобряйте партнера по общению за все умное, доброе, ценное в его словах, мыслях, поступках, манерах, внешности.
И все же, в одобрении необходимо соблюдать меру. Вовсе не обязательно восхищаться по любому поводу и без повода.
Правило пятое:
Побольше позитивности и приветливости. А при себе полезно оставить только самокритику, она бывает крайне полезна.
Правило шестое:
Педагогический такт, диалогическое участие в общении.
Умение слушать собеседника, особенно когда самому есть что сказать, неимоверно трудно. Быть может потому стремление человека слушать и понимать ценится так высоко. Тот, кто умеет слушать, имеет стремление вдумываться в услышанное, чтобы понять собеседника, завоевывает его симпатию, располагает к себе сердце партнера, а это лучший путь к диалогу, взаимопониманию, сотрудничеству и согласию.
Правило восьмое:
Запрет на критику, поскольку критика - самое болезненное средство влияния. Коммуникативные промахи и ошибки, бесспорно, затрудняют, а то и разрушают процесс общения.
Терпимость и культура общения, к которым мы призываем друг друга, наряду с прочим, означает умение так вести диалог, чтобы не обвинять собеседника. Эту заповедь следует помнить всегда.
Правило девятое:
Не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
Правило десятое:
Дайте возможность партнеру по общению на максимальное проявление его мыслей, чувств и его точки зрения. Человек, следующий этому правилу, заботится не только о том, чтобы в диалоге как можно более понятно и доступно выразить собственные идеи и взгляды, но и о том, чтобы партнер был активен и предельно свободен. Он стимулирует собеседника, призывает, приобщает его к диалогу, дает возможность быть в беседе, дискуссии, обсуждении не пассивно. Люди жаждут, чтобы их послушали, еще больше они хотят выговорить все, что накопилось на душе. Затратив некоторое время и терпение, вы приобретете друга и сторонника
IX. Применение правил на конкретных примерах.
Уважаемые коллеги вот мы и подошли к главному: давайте попробуем применить наши правила к конкретным ситуациям, которые очень часто встречаются в нашей работе.
Золотые правила общения (общение с коллегами)
№ Критические моменты общения Что делать? Правшо общения
1. Если коллега несправедливо критикует ваше занятие, относится к вам предвзято
2 Если коллега не идет на деловой контакт
3 Если коллега проявляет излишнюю фамильярность
4 Если коллега не возвращает взятый на время дидактический материал
Золотые правила общения (общение с родителями)
№ Критические моменты общения Что делать? Правило общения
1. Если родители не идут на контакт
2 Если родители не выполняют ваши требования
3 Если родители агрессивны и конфликтны
4 Если родители проявляют к вам профессиональное недоверие
Золотые правила общения (общение с ребенком)
№ Критические моменты общения Что делать? Правило общения
1. Если ребенок не вступает с вами в контакт
2. Если ребенок агрессивен
3. Если ребенок гипердинамичен
4. Если ребенок негативен
5. Если ребенок неадекватен
6. Если ребенок астеничен
Золотые правила общения (на родительском собрании)
№ Критические моменты общения Что делать? Правшо общения
1. Если родителей невозможно организовать на собрание
2. Если родители не хотят обсуждать с вами проблемы ребенка
3. Если родители выносят неразрешимый вопрос для обсуждения с администрацией
4. Если родители отказываются принять вас при посещении на дому
Коллективная защита разработанных проектов. Члены группы определяют форму представления своего проекта, роль каждого участника группы. Члены других групп выступают в качестве оппонентов, задают вопросы, уточняют спорные моменты, дополняют суждения, высказывают собственное мнение.
X. Заключение:
Слайд 12.
Рефлексивный этап
Назначение: подведение итога игры, определение эмоционального состояния участников и эффективности ОДИ