Татьяна Комякова
Деловая игра для педагогов ДОУ «Мелодия духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
Повысить педагогическую компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания;
Обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется духовно-нравственное воспитание дошкольников;
Совершенствовать методы воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов;
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Мелодия духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, записные книжки, ручки.
Правила деловой игры :
Принимать активное участие в игре.
Уметь слушать других
Вырабатывать общее решение вопроса
Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход деловой игры
Воспитание детей происходит в обществе. Именно воспитание ребенка является основополагающим в процессе становления личности. Правильное воспитание моделирует поведение ребенка, определяет его отношение к своей семье и окружающим его людям, формирует основы взаимодействия в коллективе, определяет отношение маленького человека к окружающему его обществу, влияет на его самосознание.
В процессе воспитания ребенку дошкольного возраста прививается любовь к своей Родине, уважительное отношение к людям, адекватное восприятие окружающей действительности и осознанное желание влиять на окружающий мир с целью сделать его лучше.
Задача воспитателя состоит в том, что бы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.
Специфика воспитания детей дошкольного возраста, определена возрастными особенностями их психики: повышенной восприимчивостью к внешним факторам, безусловным доверием ко всему, что говорят старшие, требовательности к другим, непосредственностью поведения и ярким выражением собственных эмоций и желаний. Грамотный подход к ребенку с учетом этих немаловажных факторов является залогом успешной интеграции дошкольника в окружающее его общество, а верный выбор методов воздействия с учетом психологических и возрастных особенностей, является залогом обучаемости и получения необходимого результата.
Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека : чувства безопасности, любви и гармонии.
«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова. Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой.
А любая мелодия состоит из основы – 7 нот. Сегодня мы с вами попробуем создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.
Итак, обратите внимание на наш нотный стан.
Первая нота – это нота – До.
Какое слово, по вашему мнению, является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития.
Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
Мы все с вами разные. Одни готовы отдать последнее, другим и снега зимой жалко. Сегодня мы с вами узнаем, всегда ли мы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы нам поможет ответить тест:
Тест «Добрый ли вы человек?»
(ответы да, нет н-р:1. да,2 –нет)
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.
Следующая нота РЕ и назовём мы её РЕЛИГИЯ.
К. Д. Ушинский называл религию корнями векового дерева. Религия направляет человека к полюсу добра, что важно для образования детей и молодежи.
Игра «Назови православные праздники».
Назовите, пожалуйста, православные праздники.
Новый год
Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки (финляндия, Пэр-Ноэль (франция,- любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему - Святитель Николай, самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря. Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.
Николай подбрасывал деньги, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки, сушащиеся у огня. Так он помогал многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.
Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами. Считалось, что до революции подарки малышам приносил Николай Угодник.
Рождество Христово
Рождественские колядки
С древности Рождество Христово богато на разные обычаи и традиции. К ним относятся и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, и строгий пост до первой звезды в Сочельник, и, естественно же, рождественскиеколядки.
Вербное воскресение
Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей силы, воли к жизни и, конечно, плодородия. Именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.
14 августа медовый спас
19 августа яблочный спас
Если вы собираетесь отмечать этот Спас, то помните, что, помимо угощений и подарков, празднование предусматривает и вечерние прогулки. Отправляйтесь на закате в парк, чтобы проводить лето и встретить осень. Желательно, чтобы вы могли наблюдать, как садится солнышко – эта традиция несет в себе глубокий смысл. Провожая глазами скрывающееся за горизонтом светило, вы благодарите природу за ее дары, за изобилие, и тогда следующие двенадцать месяцев будут благодатными, щедрыми и сытыми.
29 августа ореховый спас
Три Спаса – прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие. Чего мы вам и желаем!
Следующая нота МИ, а у нас это нота будет, называется МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт.
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это чаша, чаша сердца. Какими качествами вы хотели бы её наполнить? Скажите качество, которым вы хотите наделить ребенка.
Какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у ребенка. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях мы наблюдаем проявление негатива, агрессии, злости, жадности и т. п.? - Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.
Предлагаю закончить предложение, используя слова для справок:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
5. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
6. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
7. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
8. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
9. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Можно сделать вывод, что ребенок растет таким, каким его делает окружение.
Нота Фа – это фольклор
Известно всем, что сказка учит. Определите, к какой сказке подходит пословица. (зачитываю название сказки с конца)
«Лиса и журавль» «Как аукнулось, так и откликнулось»
«Каша из топора» «Скупой платит дважды»
«Карлик нос» «С лица воду не пить»
«Сказке о рыбаке и рыбке» «Много захочешь - последнее потеряешь»
«Аленький цветочек» «Не ищи красоты, а ищи доброты»
«Снежная королева» «Ручки белые, душа черная»
«Три медведя» «На чужой каравай рот не разевай»
«Царевна лягушка» «По одёжке встречают, по уму провожают»
«Волшебное кольцо» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Сказка о золотом петушке» «Не давши слово, крепись, а давши -держись»
«Репка» «Капля по капле и камень точит»
«Колобок» «Чем хвалимся, на том и провалимся»
«Теремок» «В тесноте, да не в обиде»
«Кот и петух» «Друг познается в беде»
«Зимовье зверей» «В согласии жить — никто не одолеет»
«Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай»
Нота СОЛЬ превращается в толерантность, умение мирно разрешить конфликты.
Добрые дела и поступки может совершать каждый из нас, важно развивать в подрастающем поколении это стремление.
С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой теме много пословиц и поговорок
Задание вспомнить пословицы про добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Жизнь дана на добрые дела.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
За доброе дело не грех и постоять.
Добрый и честный человек — сила нашего сердца.
Добро не лихо — бродит тихо.
Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
Нота Ля - знание своих обязанностей
Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.
Игра «Копилка идей»
В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.
1. Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»). (Родители)
2. Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 63).
(Родители)
3. Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).
(Родители)
4. Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).
(Родители)
5. Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей. (ст. 51 ст 18) (Педагоги)
6. Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка. (ст. 64) Ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»
(Педагоги)
7. Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка. (Педагоги)
8. Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям
( Основные задачи дошкольного образовательного учреждения: типовое положение о дошкольном учреждении)
(Педагоги)
Вот мы и дошли до последней нашей нотки СИ, которую назовем Семья, так как есть общее – число 7-семья
Пути устроения счастливой семьи в соответствии с основными заповедями христианства собраны в знаменитом Домострое. Достойной и благополучной семьёй, согласно Домострою, считалась не та, у которой на первом месте материальная обеспеченность, а та, у которой главным является боязнь огорчить ближних.
Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.
Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи, согласно Домостроя:
Еинатипсов йетед и доху аз имыньлоб и имыратс иманелч
Иьмес.
(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)
Родственников много не бывает, но чтобы не ударить в грязь лицом, нужно их всех хорошо знать и отличать друг от друга. Каждый родственник имеет свое название, давайте вспомним:
- как называют отца мужа (свекор)
- мать мужа (свекровь)
- отца жены (тесть)
- мать жены (теща)
- брата мужа (деверь)
- сестру мужа (золовка)
сестра жены – свояченица
-муж сестры жены – свояк (муж свояченицы)
Игра «Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться сказать первые же образы.
— Если семья — это постройка, то она …
— Если семья — это цвет, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название фильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
— Если семья – это страна, то она называется.
— Если семья – это фрукт, то это…
— Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
— Если семья – это животное, то это….
Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, и передавали из поколения в поколение.
Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание. Я желаю вам удачи в написании именно вашей мелодии добра, любви и взаимопонимания.
На этой чудесной ноте я хочу закончить нашу деловую игру. Благодарю всех за участие и активность.