Светлана Громова
Деловая игра для педагогов ДОУ «Я всё знаю, я всё смогу!»
Цель игры: повышение компетентности педагогов в области развития речи дошкольников.
Задачи:
1. активизация знаний педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;
2. применение предложенных приёмов работы с детьми в своей профессиональной деятельности;
2. развитие коммуникативных качеств сотрудников;
3. совершенствование навыков логического мышления;
4. развитие умения работать в коллективе.
Оборудование:
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Я всё знаю, я всё смогу!“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- жетоны красного, жёлтого, зелёного цветов (для разделения педагогов на команды);
- загадки;
- картинки «Времена года»;
- листы белой бумаги, ручки;
- репродукции картин известных художников;
- ситуации;
- домики из картона, таблицы цветов к ним, круги из цветной бумаги;
- жетоны;
- капсулы для рефлексии.
Ход игры
Вступление
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы пригласили вас в этот зал для того, чтобы каждый из вас принял участие в деловой игре «Я всё знаю, я все смогу!».
- Считается, что игра – это ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети. И, как известно, в ходе игры можно узнать много нового и интересного. Приобретением нового и развитием старого мы сегодня займемся. А именно будем развивать и совершенствовать нашу речь. Ведь речь человека – это его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Предложенные вам сегодня приёмы работы по развитию речи вы можете использовать в своей деятельности с детьми.
- Прежде чем начать игру, хотелось бы вам представить наших экспертов, которые на протяжении игры будут отслеживать правильностью выполнения заданий, ав конце игры подведут итог: насколько методически воспитатели подготовлены в области речевого развития.
1. Названия команд
- Начинаем игру. Для начала я прошу вас разделиться на три команды с помощью жетонов (ведущий предлагает каждому участнику выбрать жетон, на котором с обратной стороны указан определенный цвет, по которому участник будет являться членом той или иной команды).
А теперь каждой команде необходимо придумать название. Это должно быть название сказки. Это должно быть одно слово. Команда должна объяснить, почему именно на данную сказку пал выбор. На данное задание отводится 2 минуты. А задача нашего жюри – выделить самое оригинальное название команды в соответствии с обоснованием выбора сказки. (Детям можно предложить названия мультфильмов).
2. Рисунок по загадкам «Зимний пейзаж»
А теперь приступим к следующему заданию. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста кроме сказок очень любят отгадывать загадки. В своей работе нам зачастую приходится использовать данный метод работы с детьми. А знаете ли вы, что с помощью загадок можно создавать художественные шедевры? Сейчас мы этим займемся. У каждой команды на столе имеется лист бумаги и фломастеры. Я буду последовательно загадывать вам загадки. Вы не должны произносить ответы вслух, а изображать их на листе бумаги и не хаотично, а в том месте, где этот ответ может находится в действительности. В результате у вас получится картина.
Загадки:
Желтый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
- Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете (Солнце)
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежит,
В землю убежит. (Снег)
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году. (Ёлка)
Изба на ели висит новая,
для птичек всех - это столовая,
Зовёт она обедать,
крошечек отведать. (Кормушка)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
По лесу лыжники бегут
Между деревьями, кустами,
Как называют тот маршрут везде помеченный флажками (Лыжня)
Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет (Снегирь)
Белый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегает он без оглядки. (Заяц)
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
По окончании выполнения задания жюри подводит итог – выбор правильно изображенной и лучшей картины.
3. «Времена года»
А теперь, уважаемые коллеги, мы обратимся к временам года. У меня имеются карточки с временами года. Каждой команде я предлагаю взять по одной карточке (зима, весна,осень) и вспомнить как можно больше стихотворений о данном времени года. Победу одержит в этом конкурсе та команда, которая подберет о своем времени года наибольшее количество стихотворений. Время на подборку 5 минут. Команды предлагают свои варианты поочередно по одному стихотворению. (Детям можно предложить вместо стихотворений перечислять признаки времен года).
4. «Грамотеи»
- Любой человек, работающий в сфере обучения детей, развития их речи, должен сам быть очень грамотным. И сейчас я предлагаю каждой команде выбрать, по их мнению, самого грамотного сотрудника. (Выбор сотрудника)
- Теперь я приглашаю наших самых главных грамотеев занять места за отдельными столами. Вам предстоит написать под диктовку всего одно предложение. А затем члены жюри сверят ваши варианты написания с оригиналом и, соответственно, жетон получит та команда, у которой в предложении будет меньше ошибок. (Детям можно предложить выполнить графический диктант или рисунок).
Предложение для диктанта:
На дощатой брусчатой террасе веснушчатая дочь подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Акакиевича винегретом с моллюсками и другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
4. «Картины»
Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
Сейчас я вам опишу известную картину, а вы, выслушав описание, должны назвать автора и название данной картины. Команда, выполнившая задание верно и быстро, получит очередной балл.
Описание картины (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень») :
На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине одного из времен года. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и покоем.
Команды предлагают свои варианты ответов.
А сейчас, уважаемые коллеги, описанием картин займетесь вы. Каждой команде я дам по две репродукции картин, по которым вам необходимо составить описательные рассказы, зачитать их командам соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать авторов и названия данных картин. (Детям возможна вариация мультфильмов).
Варианты картин:
Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге»
Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками»
Иван Васильевич Шишкин «Утро в сосновом бору»
Иван Константинович Айвазовский «9 вал»
Виктор Михайлович Васнецов «Аленушка», «Три богатыря»
Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале»
5. «Пантомическая ситуация»
А сейчас мы с вами отдохнем от правописаний, и я прошу двоих человек от 1-ой команды подойти ко мне. Вам будет предложена ситуация, которую необходимо передать коллегам с помощью жестов, мимики и пантомимики. Задача остальных – угадать, кто эти люди и где они находятся. Команда, которая первая предложит верный ответ, получит жетон. (Детям можно предложить варианты встреч двух животныхлибо изображение персонажей из мультфильмов)
Ситуации:
Покупатель и мясник на рынке
Аниматор и ребенок на дне рождения
Риэлтор и владелец квартиры в продаваемой недвижимости
Пациент на приёме у врача-диетолога
Археологи на раскопках
Покупатель и фармацевт в аптеке
6. «Окна домов»
А теперь предлагаю вам немного подвигаться. Сейчас мы сыграем в игру «Окна домов». На столах размещены домики, они уже готовы к заселению жильцов, но ни у одного из них нет окон. Сейчас вы будете поочередно вставлять окна в домики таким образом, чтобы цвет окна соответствовал определенной цифре. О соответствии вы узнаете из имеющихся на ваших столах таблиц цветов. Та команда, которая первая справится с заданием, получает очередной жетон.
7. Рефлексия
Итак, наша деловая игра подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мне, надеюсь, удалось показать, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи дошкольников, которые являются основой коммуникации.
В заключение хотелось бы провести небольшую рефлексию. Я предлагаю каждому из вас начало фразы, а вам необходимо ее закончить.
Данные начала предлагаются на бумажках, помещенных в капсулы.
Варианты:
• Мне понравилось.
• Особенно интересно было.
• Я получила удовольствие от.
• Для меня было сложным.
• Не совсем было понятно.
• Я сегодня поняла.
• Я воспользуюсь приёмом.
• Сегодня меня раздражало.
• Я получила информацию.
Спасибо за внимание и участие!