юлия сухова
Занятие по живописи «Декоративный натюрморт» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
В своих публикациях я уже останавливалась на теме «Декоративный натюрморт» в школе искусств им. А. И. Плотнова.
Декоративный натюрморт отличается от живописного академического натюрморта.
Жанр натюрморта наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нём работали многие большие мастера, и история мирового искусства даёт нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.
Темочки:
- ИЗО в школе
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Декоративные натюрморты русского художника И. Машкова очень яркие и декоративные. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.
Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочетания чистых открытых цветов: жёлтого, красного, синего, зелёного. Он писал: «Если меня что и привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, а условно – красиво».
Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна. «Необходимо побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые формы и краски для передачи живописного существа действительности. Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагромождённости, достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от компромиссных полутонов», - утверждал художник.
Декоративный натюрморт гуашью, акварелью или маслом - это акцент на красоту линии и контура изображенного предмета. Создание подобных произведений - это удивительный процесс стилизации формы предметов, их тона и цвета. Под стилизацией здесь подразумевается объединение предметов при помощи условных приемов. К ним относятся упрощение или усложнение форм и деталей, цвета, иногда наблюдается полный отказ от передачи объема изображаемых предметов. Но упрощение формы не означает сведение ее к примитивности, упущенные незначительные детали помогают подчеркнуть наиболее значимые качества изображаемого.
Работа над декоративным натюрмортом в 4 классе направлена на решение определенных учебных задач.
Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись - это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на фоне, а предметы в их взаимосвязи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.
Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает некоторые задачи реалистичного изображения, например – отображение световоздушной перспективы, материальности предметов.
Учащиеся знакомятся с таким декоративными приёмами - дробление плоскости на мозаичные части.
Дроблением всего изображения на мелкие участки можно добиться создания или усиления декоративности. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делениям линиями, или модуль мазка. Этот приём создаёт и эффект нарядности, возникает своего рода неправильный узор из мелких элементов.
Этапы выполнения натюрморта :
Рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы. Натюрморт не сложный, так как выполняют дети 4 класса (10 лет).
Работа выполняется гуашью.
1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков для поиска композиции натюрморта или порисовать отдельно предметы поискать их форму. Определяем тональные и цветовые отношения в работе.
2 этап. Построение композиции в листе. На этом этапе также происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Дробление плоскости предметов на мозаичные части. Учащиеся должны уметь пользоваться спектральным кругом. Пространство разрабатывается условно.
3 этап. Определение акцента, один или два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один или два контрастных цвета преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание.
4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете.
5 этап. Обобщение и выявление главного в данном натюрморте.
Учащиеся школы искусств им. А. И. Плотнова всегда с удовольствием работают над этой темой, так как именно это задание связано у детей с понятием «творчество».
Основной задачей декоративного натюрморта в 4 классе является расширить представления учащихся о цветовой природе, его декоративности и символичности, развивая образное восприятие, художественное мышление, воображение и фантазию. Стимулируя этот процесс художественного развития особой категорией постановок и решением в этих постановках различных художественных задач.