Светлана Стрельникова
Проект областной «Шедевры мировой живописи дошкольникам в село». Занятие-экскурсия «Зима-чародейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей положительных эмоциональных впечатлений в процессе восприятия художественного образа зимы, воплощенного на полотнах великих художников.
Оборудование и материал: Коробка открытий, птица (муляж, кормушка, презентация с картинами: Л. И. Бродская «Морозное утро»,С. Ю. Жуковский «Лесная дорога», Б. А. Смирнов- Русецкий «Слобода Берендея», А. К. Саврасов «Зима», Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», И. И. Шищкин «На севере диком…»
Словарь: Шедевр, виды пейзажа, выразительность образа, светотень, красота зимнего леса.
Публикация «Проект областной „Шедевры мировой живописи дошкольникам в село“, Занятие-экскурсия „Зима-чародейка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Проекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Ход занятия-экскурсии.
Организационный момент.
Ребята, подойдите все вкруг. Давайте посмотрим, что лежит в «Коробке открытий». Богдан открой «Коробку открытий» достань предмет, который находится в ней?
Здесь есть кормушка, семечки, игрушка-птичка. Как связаны между собой эти предметы? – Где можно увидеть кормушку? Где можно встретить птиц? (отв. Детей)
Ребята, давайте с вами сядем на стульчики около мультимедии.
Художница Лидия Исааковна Бродская встретила зимующих птиц, снегирей, в лесу, и эту встречу она изобразила на картине «Морозное утро».
Звенящая тишина, неспешно поднимается солнце, просыпается лес, начинается еще один зимний день. На переднем плане -молодые елочки и деревца, покрытые снегом и инеем. На их ветвях удобно устроились снегири; не сразу заметно, что птиц- три. Ребята, посмотрите внимательно на картину и найдите третью птицу? (Отв. Детей)
На заднем плане видна заснеженная поляна или замерзшая река, по берегам которой находится лес. Зимой, когда ветви деревьев покрываются инеем, лес кажется сказочным. Серебристые деревья- как хрустальные фигурки в замке «Снежной королевы». Только попасть в тот лес сложно не видно даже тропинки. Художница Л. И. Бродская предлагает зрителю издалека полюбоваться чарующей красотой зимнего леса.
Загадывание загадки: Куда бежит, сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)
Главная героиня произведения – дорога. Эта картин Станислава Юлиановича Жуковского называется картина «Лесная дорога». Кажется,что даже деревья расступаются, давая ей возможность проложить путь через лес. Тени деревьев оставляют на белом снегу темно-синие линии. Такое возможно только в солнечную погоду. Игра света и тени- один из художественных приемов: не изображая солнце, передать на картине солнечный свет.
Многие художники, рисуя дороги и тропинки, указывают на незримое присутствие человека.
-Кто и куда мог бы ехать или идти по зимней дороге? (Отв. Детей)
Воспитатель обобщает: «На резвой тройке белогривых лошадей с бубенцами веселый народ отправился в гости в соседнюю деревню».
Эта картина Бориса Алексеевич Смирнова - Русецкого «Слобода Берендея». Слобода – это место, где селились люди. Сегодня такие поселения называют селами, деревнями. Берендей- добрый царь, который управляет слободой, отсюда и название- слобода Берендея. В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» так описывается слобода: «… Дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни». Зима расстаралась здесь на славу - высокие сугробы на мела - до самых окон, а на крыше домов надела снежные шапки. Высокие ели с повисшими от тяжести снега ветками возвышаются над домами, из труб которых идет дым.
–Что это за дым? – Где жители слободы? (отв. Детей)
Ребята подойдите ко мне. Встаньте вкруг, поиграем в словесную игру: «Мне нравится зима, потому, что…». Педагог держит в руках муляж птицы, говорит: «Мне нравится зима, потому что я люблю кататься на лыжах», передаю птицу ребенку.
Ребята, что художник изобразил на этой картине? (отв. Детей)
На полотне изображен один из зимних дней. На первый взгляд кажется, что день пасмурный, но если внимательно рассмотреть пейзаж, то можно увидеть среди облаков небольшие просветы голубого неба, на снегу – ярко-белые пятна, а на заднем плане - дом, освещенный солнцем. На переднем плане картины хорошо видна тропинка. Проходящая мимо молодой заснеженной ели, старого дерева и забора из сухих веток, она ведет к дому.
Покосившаяся изба с выбеленными стенами и соломенной крышей, стоящая на окраине деревни, привлекает взгляд живописца. Заходил ли в нее погреется или попить чаю зрителю неизвестно и то, кто в ней живет. Может быть хозяйка дома – это бабушка; увидев в окно художника, она затопила печь и принялась печь пирожки. А вот снегири, сидящие на ветке дерева, наоборот, никакого внимания не обращают на все происходящее, да и ворона, усевшаяся на крыше, никогда, не узнает, о том, что навсегда останется на картине великого мастера Алексея Кондратьевича Саврасова.
Загадывание загадки: Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце:
Почему-то на закате
Стало красным (солнце)
Поразительное явление природы запечатлел художник - закат.
Солнце всходит и заходит каждый день, это длится всего несколько минут, и не каждый раз удается вдоволь полюбоваться этим зрелищем. И только на картине мгновение остановилось, давая возможность рассмотреть все до мельчайших подробностей. Создается впечатление присутствие в театре: сидящий зритель, будто с первых рядов, наблюдает за спектаклем, в котором главный герой - солнце, оно в декорациях елового леса, окрашивая небо и могучие ели в багровые тона, разливаясь по льду ручья, показывает всю красоту зимнего пейзажа. Единственным зрителем на тот момент оказался Юлий Юльевич Клевер. Поваленные деревья, отсутствие тропинок и дорог указывают на непроходимые для человека места. Вот и художнику удалось дойти только до ручья. Но открывшейся с этого места вид заворожил его. С уходом солнца еловый лес медленно погрузился в темноту, наступил антракт.
Ночью спектакль продолжится. На картине взору открываются необъятные просторы северного края, похожие на снежное царство. На фоне синего неба на самой вершине горы стоит высокая сосна, ветви которой украшает снежное покрывало. Под тяжестью снега ветви клонятся вниз, будто сосна вышла на поклон, и театральные софиты освещают главную героиню.
– Откуда же этот свет? (отв. Детей) Лунный свет озаряет вершину скалы. Однажды поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
В этом четверостишии одеяние сосны сравнивает с ризой. Риза – одежда священников, сшитая из блестящей парчовой ткани: золотой или серебристой. Художнику Ивану Шишкину так понравились эти строки, что он решил написать картину с таким же названием. Получился удивительный шедевр мировой живописи. Для написания этого произведения мастер использовал белые, синие краски; написано это полотно в холодных тонах.
Итог. Ребята, какая картина у вас вызвала чувство радости, грусти?
Почему?