Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Знакомство с жанром живописи — натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно – эстетическое развитие (Конспект занятия «Знакомство с жанром живописи – натюрморт»)
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: «Знакомство с жанром живописи – натюрморт»
Основные цели: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж).
Учить находить предложенный жанр среди других живописных жанров и обосновывать свой выбор.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Знакомство с жанром живописи — натюрморт“» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Познакомить детей с натюрмортом, как жанром изобразительного искусства.
Дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте.
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам (спрошу у того, кто знает.)
Дидактические материалы: Репродукции картин разных жанров живописи – портреты, пейзажи, натюрморты. Дидактические игры: «Сложи пейзаж», «Сложи портрет», «Сложи натюрморт»
Предварительная работа: Знакомство с жанром живописи пейзаж : рассматривание репродукций картин И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”.
Знакомство с жанром живописи портрет : рассматривание репродукций картин И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, “Мика Морозов”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К. Брюллова “Всадница”, автопортрета И. Айвазовского.
Беседа о живописи, о жанрах живописи.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с новым жанром живописи – натюрморт. В ходе образовательной ситуации дети закрепляют знания о знакомых жанрах – портрет, пейзаж.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельностью
Воспитатель собирает детей около себя.
Отгадайте загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)
Кто из вас знает кто такие художники?
Что художники изображают на своих картинах? (природу, людей)
Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
А как называется картина, на которой изображен человек? (портрет)
Где можно увидеть картины художников? (на выставке)
Кто–нибудь из вас посещал выставки художников?
Художник Тюбик из Цветочного города решил организовать выставку своих картин. Попросил Незнайку развесить картины по жанрам : в первом зале – пейзажи, во втором портреты, а в третьем – натюрморты. Но Незнайка так спешил, что уронил папку с картинами и все картины перепутались.
Поможем Незнайке развесить картины по жанрам? (да)
А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей о пейзаже и портрете;
-тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- развивать образное мышление.
Игра «Отгадай и покажи» (начало)
Сейчас мы с вами поиграем. Я загадаю загадку, а вы должны найти репродукции картины к заданию. (воспитатель загадывает загадки, дети выполняют задание). Если ответ правильный - услышите звон колокольчика, если ответ неверный, колокольчик звенеть не будет.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на вас.
Если принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется (портрет)
Если видишь на картине нарисована река.
Или ель, иль белый иней,
Или сал и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется (пейзаж)
3. Затруднение в игровой ситуации
Игра «Отгадай и покажи» (продолжение)
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.
Слушайте последнюю загадку:
Если видишь на картине чашку, кофе на столе.
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу.
Знай, что это?
Ребята, смогли вы отгадать эту загадку, и показать отгадку? (нет)
Почему? (потому что не знаем, о каком жанре живописи загадка)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- формировать представление о натюрморте, как рисунке, на котором изображены….
- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- развивать образное мышление, воображение, память.
- А что делать, если ты чего-то не знаешь? (нужно спросить у того, кто знает)
- Спрашивайте! («Что такое натюрморт?»)
Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь : рыба на столе, цветы в букете. Изображение живых, движущихся существ, насекомых, птиц, зверей и даже людей может иногда входить а натюрморт, но лишь дополняя его.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
- формировать умение создавать натюрморт
Игра «Собери натюрморт»
Прежде чем писать натюрморт, художник сочиняет его — выбирает предметы, которые объединит в своей картине, придумывает, как интересно расположить их по отношению друг к другу. У каждого из натюрмортов есть название.
Сегодня мы с вами будем учиться «сочинять» натюрморты — составлять предметы в общую композицию. Это особое искусство — составлять натюрморты.
Вы составите натюрморт из каких-нибудь предметов, которые вам интересно было бы рисовать. Сначала отберете эти предметы, потом попробуете расставить их так, как вам кажется, они будут интересно смотреться.
Для своего натюрморта нужно будет подобрать фон. Фоном будут служить куски цветной материи. Вы накроете ими столик — вот так (показывает). Художник очень серьезно относится к выбору фона: предметы на нем могут совсем пропасть, а могут выступить ярче, показаться выразительнее. (Показывает на конкретных примерах, как фон может «поглощать» предмет или оттенять, усиливать его цвет и форму.)
После того, как натюрморт будет составлен, придумайте ему название.
Дети делятся на группы по три – четыре человека, подходят к рабочим столикам и приступают к составлению натюрмортов.
По окончании работы каждая группа представляет свой натюрморт : нужно сказать, как называется натюрморт и почему (из каких предметов он составлен, какой предмет оказывается «главным»); объяснить, почему выбран именно такой фон для натюрморта. Педагог уточняет, экспериментировали ли дети с подбором фона. Были ли у них другие варианты? Почему они от них отказались?
Теперь вы знаете, что такое натюрморт, и поможете Незнайке развесить все картины по жанрам (дети вывешивают репродукции картин на три мольберта, на первый пейзаж, на второй – портрет, на третий – натюрморт).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя
- Кому вы сегодня помогали?
- Смогли вы помочь Незнайке развесить картины по жанрам?
- Почему вам это удалось?
(Мы узнали, что такое натюрморт)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали, что такое натюрморт, то не смогли бы помочь Незнайке в организации выставки.
Комментарии к сценарию Данное мероприятие разрабатывалось, как открытое занятие с целью участия в международном педагогическом конкурсе «Учу учиться» по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса по программе «Мир открытий».
Образовательная деятельность в рамках этого жанра, позволит детям познакомиться с направлением изобразительной живописи натюрморт.
Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной
активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного
интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места
детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;
-принцип деятельности реализован путем составления натюрмортов получения детьми информации о составлении натюрморта.
-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок составлял текст
объявления в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом, формированием
предпосылок универсальных учебных действий;
-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о собаке.