Юлия Наливайко
Психологическое занятие по теме «Конфликт» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое занятие по теме «КОНФЛИКТ»
Цель: способствовать формированию у обучающихся научных пред-ставлений о Конфликте, развитию у них умения понимать причины возник-новения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
Публикация «Психологическое занятие по теме „Конфликт“ в 8 классе» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход занятия.
1. Прежде чем определить тему нашего занятия, я расскажу об одном случае, который недавно наблюдала в нашей школе. Дело было так: на перемене два пятиклассника зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчишка, что был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул, а ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул»,- ответил второй мальчишка и ударил одноклассника книгой по голове. Тот, сжав кулаки, бросился на товарища. Что произошло между мальчиками? (Ученики отвечают).
Обобщив ответы детей, называется тема занятия и его цель.
2. Вы сказали, что конфликт – это драка, ссора, в толковом словаре написано: конфликт – столкновение мнений, сторон и сил.
Можно ли сказать, что между мальчиками произошло столкновение сил? (Обучающиеся отвечают). Значит, между мальчиками произошел кон-фликт. Теперь наша задача – определить причину его возникновения. Для этого нужно ответить на вопросы:
1. Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
2. Из-за чего возник конфликт?
3. Почему он все-таки произошел?
Ученики отвечают на эти вопросы и совместно с педагогом определяют главную причину возникновения конфликта : неумение договориться.
3. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов.
1 карточка.
«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.
«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.
2 карточка.
Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это изли-шеством. Девочка говорила, что они ее не любят, и плакала. А в школе некоторые дети ее дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.
3 карточка.
На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. Затем в ход пошли кулаки.
После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свою карточку и представляют результаты своей работы.
Дети определяют следующие причины возникновения конфликтов :
- несдержанность;
- непонимание;
- неумение слушать. Выводы записываются на доске.
4. Классный руководитель обращает внимание учеников на плакат с изображением конфликта в виде тучи и говорит: «Это что-то неопределенное: туча может разразиться громом и молнией, а может из-за тучи выглянуть солнышко. Так и конфликт может разрешиться положительно и отрицательно. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины возникновения конфликтов, то, наверное, сможете назвать способы их разрешения».
Классный руководитель прикрепляет на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации :
уступить; промолчать; понять;
ударить; разгневаться; упрямиться.
Обучающимся предлагается распределить эти слова с два столбика:
А) в 1-й столбик (его можно обозначить знаком «+» – способы поведе-ния, которые приводят к положительному разрешению конфликта;
Б) во 2-й столбик (его можно обозначить знаком «-» – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. Затем один из учащихся выполняет это задание на доске, аргументируя свой выбор.
5. «Я – задание».
Классный руководитель : «Вам предлагается подумать и заполнить карточку «Я в конфликте» перечнем привычных для себя способов поведения в условиях конфликта. Дети самостоятельно выполняют задание, заполняя карточку теми словами, которые соответствуют их привычному поведению в конфликтной ситуации.
Я
в
КОНФЛИКТЕ
Результаты выполнения этого задания не проверяются. Обучающимся предлагается самостоятельно сравнить свои карточки с записанными на доске словами первого столбика и подумать: хотели бы они изменить что-либо в своем поведении?
6. Заключительное слово педагога:
Можно ли жить без конфликтов? Нет. Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но то, как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем нам, чтобы в нашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.