Светлана Липихина
Декоративно-прикладное искусство в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство в детском саду.
«К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А. Б. Салтыков.
Народное декоративно-прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания- помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» размещена в разделах
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. К. в его основе заложены все закономерности декоративного искусства-симметрия и ритм, чередование и повтор.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.
Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.
В результате систематического обучения детей у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.
Красота в сочетании линий и форм, подборе цветов ярче всего проявляется в декоративно-прикладном искусстве.
Знакомя детей с народно-прикладным творчеством, с глиняной дымковской игрушкой, с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью.
Одним из видов русского декоративного искусства является дымковская игрушка. Уже давно ее используют в детском саду для эстетического воспитания.
Во время занятий дети приобретают умение узнавать в чем заключается особенности этой игрушки в отличии от других, а затем приобретают умения, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расцветку, то расположение, то включая в них те же или иные мотивы по-своему, однако сохраняя характерные признаки этого вида искусства.
В старшем дошкольном возрасте дети лепят различные фигуры животных, дымковских барышень.
Дети усваивают все приемы лепки, их последовательность. Когда вылепленные фигуры высохнут, их белят и раскрашивают. Юбку украшают узорами по мотивам дымковской росписи, а кофту и кокошник красят в яркий цвет. Тонкой кистью рисуют брови, глаза, рот.
Знакомство с народным искусством происходит постепенно, последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.
Познакомившись в течении года с 2-3 видами прикладного искусства дети могут сравнивать их, отмечать особенности.
Образцы помогают усвоить умения и навыки в художественной форме.
Городецкая роспись по дереву состоит из бутонов, цветов и листьев. Особенность этой росписи заключается в том, что для одного бутона используются 2 оттенка темно-красный и розовый или темно-синий и голубой. Эту особенность дети усваивают очень хорошо. Самый крупный цветок –бутон рисуют по середине, по бокам все мельче. Цветы, бутоны, листья украшают усиками.
Ветка с цветами может быть расположена поперек (по горизонтали) и направлена вверх (вертикально) или в бок (по диагонали). Стебель изгибается дугой.
Научившись рисовать бутоны, листья, цветы, используя 2 оттенка одного цвета дети придумывают различные варианты декоративных композиций. По -разному украшают цветы и листья, проявляя свое творчество вместе с ним сохраняя особенности народной росписи.
Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно, учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты.
Иногда это готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда украшают вещи, сделанные ими из картона, папье-маше, бересты.
Интересными получаются коллективные работы по декоративной аппликации, рисунки типа ковра, панно, полосы.
Также работы детей используются для украшения зала в праздничные дни, для украшения группы.
Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей.
Участие детей может быть различным: одни вырезают, другие их расписывают, а затем наклеивают.
Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание, лепка).
Богатый материал для художественного воспитания дает народное русское декоративное творчество. Из богатства предметов, книг и альбомов по народному искусству, необходимо выбрать доступный материал для рассматривания с детьми. Наиболее тщательно нужно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду и изделия, вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров.
Знакомство с изделиями Хохломы.
Вазы, ложки, тарелки, миски и другие предметы при знакомстве с этой росписью даем на каждый стол. Обращаем внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные, сделаны из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи- хохломские.
Дети рассматривают предметы, рассматривают элементы узора (травка, цветы, ягоды, листья).
На солонках, чашах, ложках- узор расположен на узкой полосе, ритмически чередуется и соединяется между собой кустиками травки. Чаши, бокалы, бочата- написаны «кудриной» и «под фон».
Интерес к народному творчеству, желание самим воспроизвести хохломскую роспись, позволило включить в систему занятия по декоративному рисованию. Обучение посредством показа способов действия помогало детям увидеть и передать элементы узора, их расположение, характер, цветосочетание хохломской росписи, закрепляло технику рисования концом кисти, по мере освоения элементов, дети сами составляли узор хохломской росписи: узор на полосе из листьев и цветов, узор на квадрате-листья, трава, ягоды.
Все занятия проводятся в игровой форме. Рисуем «Шарфик для мамы», «Ложка для Жихарки», «Украсим теремок для зверей».
Перед росписью намечали узор простым карандашом, украшали предметы, силуэты разных изделий на занятиях и в свободное время.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников, способствует формированию эстетического вкуса, воспитывает чувство любви к родному краю.
С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях осваиваем приемы кистевой росписи: положение кисти для получения широкой и узкой полосы, волнистые и дугообразные мазки, точки, завитки.
Для рисования узоров гжельской росписи сначала предлагаем детям образцы окаймляющего орнамента (кончиком кисти и мазки). Мазки повторяются по одному или комбинируются по 2-3. Их комбинации постепенно позволяют упражнять детей в умении строить рисунок из отдельных частей в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности.
Закрепляются эти умения на занятиях по росписи круглых силуэтов (тарелка или блюдце) с включением в замкнутый орнамент.
При усложнении используются изображения повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветами или букеты.
Развитие легкости движений руки с кистью, неотрывность позволяют ребенку передавать в рисунках наиболее выразительные образы.
При взаимосвязи занятий аппликации и рисования важно то, что содержание одного занятия является подготовкой для успешной работы ребят на других занятиях. Аппликационным способом дети создают силуэты изделий из белой бумаги, которые потом расписывают узором характерным для гжельской росписи. Свои работы дети используют в самостоятельной детской художественной деятельности при оформлении игр, праздников, вечеров развлечений.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности, у них развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать. Приобретают умения заниматься, выполняя поставленные задачи, работать сообща, командой, создавая коллективные композиции. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют всестороннему развитию детей.
Развлечение с детьми старшей группы на тему «Дымковские игрушки».
По типу игры «Звездный час».
Цель:
Звучит музыка к телепередаче «Звездный час». Дети и родители рассаживаются по 6 секторам.
Ведущий:
Сегодня мы с вами будем играть в игру «Звездный час».
Давайте познакомимся с участниками игры (входят 6 участников игры, родители занимают места за столом).
Ведущий:
Наша игра сегодня посвящена игрушке, а какой вы узнаете в ходе игры.
Первый тур: «Волшебное слово».
На доске заколдовано волшебное слово отгадывать его нужно, называя по одной букве.
За каждую отгаданную букву вы получаете жетон-звезду.
Я вам подскажу, что зашифровано на табло. Это название села в пригороде города Кирова на реке Вятка, в этом селе лепят и расписывают народные игрушки.
д ы м к о в о
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Ведущий:
Мы продолжаем игру и приступаем ко второму туру.
Второй тур: «Послушай и отгадай».
Я загадаю вам загадки. Кто первый отгадает, поднимает карточку и за каждый правильный ответ участник получает звезду-жетон.
Если кто затрудняется –то просит помощи у мамы.
Загадки:
1. Вот стоит нарядный, весь такой он ладный.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
(индюк)
2. С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
(козлик)
3. Он бежит, вся земля дрожит
В поле травушка-муравушка лежит.
(конь)
4. За студеною водицей
Шла девица-молодица.
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
(Водоноска)
5. Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный
(олень)
6. Посмотри, как хороша
Эта девица-краса.
Щечки алые горят
Удивительный наряд.
(Барыня)
Ведущий:
А теперь я предлагаю отдохнуть немного. Зрителей прошу присоединиться к участникам игры.
Играем в старинную игру: «Горелки с платочками».
Все участники встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо.
Птички летят.
После слов «птички летают» игроки последней пары бегут вперед, и кто первый возьмет платочек, тот бежит с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
Ведущий:
Мы продолжаем игру, приступаем к третьему туру, который называется:
Третий тур: «Что лишнее».
Я вам предлагаю 3 карточки с узорами. Вы посмотрите внимательно и поднимите карточку с цифрой, соответствующей номеру лишней карточки.
Ведущий раздает жетоны детям, правильно выполнившим задание.
Четвертый тур: «Назови правильно».
Нужно отгадать, как правильно называются праздничные гулянья, во время которых продаются расписные, глиняные игрушки.
«Свистунья», «Ярмарка», «Базар».
(Свистунья)
Кто выберет правильный ответ получает звезду-жетон.
Ведущий:
В следующем туре участвуют игроки-родители, а дети и зрители помогают участникам заработать дополнительные жетоны-звезды.
Для этого каждый из вас украсит силуэт игрушки элементами дымковской игрушки.
За каждую украшенную игрушку участник игры получает жетон-звезду.
Занимайте свои места, приступайте к работе.
«Пестрый хоровод»
Привезли мы глину
С дальнего бугра.
Ну-ка за работу,
чудо-мастера.
Я слеплю лошадку,
Я ее поглажу
И сиденье с бахромой
На спине приглажу.
Слепим, высушим- и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»-
Печка жаром пышет,
А в печи не калачи,
А в печи не куличи.
Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки.
Не кастрюли-чугуны,
А лошадок табуны.
За лошадками –козел
Из печи- и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь!
В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают
Уточек-свистулек стая.
А за ними в свой черед
Кукол пестрый хоровод.
Распишу я уточку
Разными цветами,
Свищет моя уточка разными ладами.
Модница-нарядница,
Вы куда идете?
С зонтиком и с сумочкой
Глиняная тетя.
Поглядите, каковы
И нарядны и новы.
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами,
Козел-золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие
Славные подарки.
Ведущий:
Вот и закончилась игра.
Считаем вместе жетоны-звезды. Победителей поздравляют.
Звучит музыкальная заставка к телепередаче «Звездный час».
Вручаются призы участникам игры и все приглашаются на чаепитие.