Агриппина Шевченко
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (старшая группа
Муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения детского сада № 29
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Проект
«Декоративно – прикладное искусство»
Руководитель: Воронина Агриппина Евгеньевна
Райчихинск 2018 г.
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.
Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.
По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.
Предполагаемые результаты:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
- Знают представление о многообразии окружающего мира.
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Вид проекта : групповой
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : долгосрочный, сентябрь 2018г. – май 2019г.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : 5-6 лет.
Виды деятельности:
- презентация;
- рассматривания иллюстраций;
- беседы; чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- подборка поговорок, пословиц;
- ситуативный разговор;
- заучивание;
- создания альбома;
- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
-выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задачи;
Основной этап
- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
- Подбор художественной литературы по теме проекта.
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Заключительный этап
Создание мини-музея «Народные промыслы».
Мероприятие с детьми «Виртуальная экскурсия в краеведческий музей».
План работы с детьми
Сентябрь
№ Мероприятие
Программное
содержание Сроки выполнения
1 Беседа + презентация «История возникновения Городецкой росписи». Развивать интерес и любовь к народному искусству. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Городец». формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами 2 неделя
3 Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле 3 неделя
4 Рисование «Укрась доску». Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. 4 неделя
Октябрь
№ Мероприятие
Программное
содержание Сроки выполнения
1 Беседа + презентация «История возникновения росписи Полхов- Майдан». Познакомить детей с историей возникновения внешних обликов, особенностях росписи Полхов-Майдан. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Роспись Полхов- Майдан». Познакомить детей с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана. 2 неделя
3 Разучивание частушек на тему «Полховско-майданская роспись». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами.
Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя
4 Рисование «Матрешки Полхов-майданской росписи».
Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.
Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
4 неделя
Ноябрь
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Познакомить детей с гжельским народным промыслом. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Гжель». Познакомить с характерными особенностями гжельской росписи. 2 неделя
3 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры Гжели». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами.
Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя
4 Рисование «Гжельская ваза» Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности. 4 неделя
Декабрь
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Что такое народная игрушка?». Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной игрушкой. 1 неделя
2 Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. 2 неделя
3 Беседа «В тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.) Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Продолжать формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи. 3 неделя
4 Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку». Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей. Воспитывать у детей чувство гордости край умельцев и мастеров 4 неделя
Январь
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Дымковская игрушка». Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. 1 неделя
2 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. 2 неделя
3 Лепка дымковской игрушки «Петух».
1 занятия. Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Учить из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук. 3 неделя
4 Раскрашивание дымковской игрушки «Петух».
2 занятия. Учить выполнять элементы дымковской росписи. 3. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам 4 неделя
Февраль
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «История возникновения филимоновской игрушки». Познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки. 1 неделя
2 Чтение В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка». Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров. 2 неделя
3 Лепка филимоновской игрушки «Козлик».
1 занятие Учить лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка). 3 неделя
4 Раскрашивание
филимоновской игрушки «Козлик».
2 занятие Учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы. 4 неделя
Март
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Возникновения фарфора». Познакомить участников с историей возникновения фарфора, с материалом холодный фарфор и техникой лепки из него. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Фарфоровых изделий». Знакомство с различными видами фарфоровых изделий, способах их изготовления. 2 неделя
3 Аппликация «Тарелка».
1 занятие Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Развивать мелкую моторику ребенка. 3 неделя
4 Аппликация «Узор на тарелке».
2 занятие Формировать умения у детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуру по величине; составлять узор в определенной последовательности. 4 неделя
Апрель
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Какие бывают керамические изделия». Систематизировать представления детей о многообразии керамических изделий. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Керамические изделия». Создание условий для формирования у детей систематических знаний о керамических изделиях. 2 неделя
3 Аппликация «Керамический кувшин».
1 занятие Закреплять основные приемы объёмной аппликации. 3 неделя
4 Рисование «Рисунок на кувшине».
2 занятие Развивать умение дошкольников применять геометрический орнамент для украшения посуды. 4 неделя
Май
№ Мероприятие Программное
Содержание Сроки выполнения
1 Беседа «Возникновение скульптур малых форм». Расширять представления детей о скульптуре малых форм, кто такой скульптор. 1 неделя
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Скульптура малых форм». Разъяснить отдельные моменты в изучении скульптур малых форм. 2 неделя
3 Лепка «Жирафа».
Познакомить детей с различными видами скульптуры. 3 неделя
4 Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве. 4 неделя
План работы с родителями
№ Мероприятие Программное
содержание Сроки выполнения
1 Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания». Познакомить родителей с декоративно-прикладным искусством. Сентябрь
2 Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея «Народные промыслы». Приобщить родителей к помощи по сбору материала для мини – музея. Октябрь
3 Рекомендации для родителей по домашнему чтению художественной литературы по теме «Народное творчество». Посоветовать книги родителям по теме «Народное творчество». Ноябрь
4 Папка-передвижка на тему: «Приобщение детей и родителей к народному декоративно-прикладному искусству». Воспитывать интерес к истории декоративно – прикладному искусству. Декабрь
5 Папка - передвижка "Виды народного декоративно-прикладного искусства". Познакомить родителей с видами декоративно – прикладного искусства. Январь
6 Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Приобщить родителей принимать активное участие по теме декоративно – прикладное искусство. Февраль
7 Консультация «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольников». Донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному. Март
8 Открытое занятие Рисование «Рисунок на кувшине».
Знакомство родителей с разнообразием нетрадиционных методов рисования. Апрель
9 Фотоотчет по результатам проекта
. Познакомить родителей с проделанной работой детей. Май
Список использованной литературы
1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2009г.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
5. https://dohcolonoc.ru
6. https://www.maam.ru
7. https://infourok.ru
8. https://nsportal.ru
9. https://docplayer.ru
10. https://educontest.net/ru