Приложение МААМ

Декоративно-прикладное искусство — одно и средств духовно-нравственного воспитания дошкольников

Анна Александровна
Декоративно-прикладное искусство — одно и средств духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, позитивные идеи.

Лепка, резьба из дерева, роспись и другие виды декоративно-прикладного искусства передают чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народные художественные ремесла отвечают естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах, разнообразных формах. Особенности образного языка народного искусства позволяют в большей степени развить эстетическую восприимчивость ребенка к явлениям и предметам окружающего его мира.

Публикация «Декоративно-прикладное искусство — одно и средств духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Когда мы говорим о декоративно- прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел-форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве, развивающем культурные местные традиции. Мы знакомим дошкольников с некоторыми промыслами: городецкой и хохломской росписями, дымковской и филимоновской игрушками, матрешкой, Гжелью.

Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создавал эти красивейшие вещи, обогащают как познавательный опыт, так и свой эмоциональный мир. Также дети учатся уважать труд мастера, ценить культурные региональные традиции, учатся трудолюбию, пониманию красоты в привычных на первый взгляд предметах.

В каждом регионе есть свои народные промыслы, и ценностно-смысловое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства региона, в котором родился и растет ребенок, имеет большое воспитательное значение. Такое знакомство способствует формированию нравственных качеств и этических чувств, воспитывает уважительное отношение к народным мастерам и художественным традициям. То, что в изделии мы называем красивым, мастер создает выразительными средствами, которые комбинирует в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла.

В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладываются несколько характеристик: она во многом определяет значение предмета, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. Также она служит неким символом, значение которого передавалось из поколение в поколение.

Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка. Ритмическое построение орнамента составляет художественную основу многих изделий: посуды, мебели, ковров, одежды. Орнаментный язык крайне богат.

Основными и яркими средствами выразительности в декоративно-прикладном искусстве являются : форма, цвет, пропорции, ритм, силуэт, симметрия, фактура, которые мастер замечает в природе и только потом переносит увиденное в свои произведения. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, обобщенность образа.) именно поэтому оно близко восприятию ребенка и понятно ему. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд.

Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка - это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм - особенность русского народного искусства.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Некоторые виды декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками :

Шитье кукол

Вид творчества, основанный на создании из ткани зверушек или игрушек.

Изготавливать игрушки несложно, но необходимо чувство формы.

Роспись

Популярный вид декоративно-прикладной живописи. Подразумевает нанесение рисунков и надписей на предметы. Некоторые виды художественной росписи оформились в самостоятельное направление и стали нарицательными.

Жостовская роспись

Наибольшую известность получила благодаря традиционному украшению подносов. Изначально расписывались другие изделия из папье-маше. Но постепенно ремесло сосредоточилось на раскрашивании металлических подносов.

Хохлома

Еще одна популярная форма художественной росписи, обязанная своим появлением мастерским нижегородских художников. Это направление легко отличить по использованию ярких цветов на темном фоне. Для хохломы характерны красный, зелёный и золотой цвета. В такой технике расписывали мебель или посуду.

Городец

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Художественная резьба

Вид искусства, при котором рисунок формируется за счет отсечения лишних частей от первоначального материала.

Аппликация

Свободная форма ДПИ. Ее суть в том, чтобы создать изображение, используя лишь подручные материалы. В ход идут ткани, цветы, травы, каштаны, камни, бисер, кожа и многое другое.

Лепка

Способ формосложения из мягкого податливого материала. Чаще всего для нее используют глину, гипс, воск или пластилин, умение пользоваться этими материалами может выдать будущего скульптора.

Гжель

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Дымковская игрушка

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.

Филимоновская игрушка

Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами. Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость». Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство»Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Занятие проводится в рамках проекта "Школа.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство — одно и средств духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 14:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Декоративно-прикладное искусство — одно и средств духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна (УИ 475115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД