МААМ-картинки

Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе

Ирина Хохлова
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности [3].

Публикация «Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать [4]. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры и др. электронные носители.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс воспитания читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.

Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Статистические данные показывают, что ЗПР – одна из наиболее распространенных форм нарушений психического развития. Дети характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. Дети с ЗПР испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, у детей наблюдается снижение познавательной активности, инертность мышления, неумение действовать по инструкции, осуществлять планирование и самоконтроль, незрелость и низкая произвольность эмоций [1]. У детей отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции [2]. Формирование познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых способностей, социальных навыков у детей с ОВЗ является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе.

Одной из перспектив развития детей с ОВЗ, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми необходимых знаний, умений и навыков.

Актуальность проблем приобщения детей с ОВЗ дошкольного возраста к чтению художественной литературы на современном этапе обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих задач, является метод проектирования. Проектирование образовательной работы в соответствии с образовательным стандартом требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активирующих познавательную, речевую, социальную активность, развивающих личность ребенка в процессе различных видах деятельности. Именно поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Реализация деятельностного подхода основана на новой модели взаимодействия педагога с детьми, в которой педагог выполняет не просто информирующую функцию, а становится организатором и помощником активной деятельности детей и родителей [5].

Условиями успешного деятельностного подхода при приобщении к художественной литературе являются :

- максимальное использование книг (художественной литературы) в образовательном процессе;

- организация развивающей предметно – пространственной среды;

- использование разнообразных форм педагогической работы;

- организация развивающего обучения;

- внедрение и применение современных образовательных технологий;

- активное включение детей и взрослых в конкретные виды деятельности.

В целях приобщения детей с ОВЗ к художественной литературе, осуществление деятельностного подхода необходима определенная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует познавательному, эстетическому развитию, формирует правильное отношение к книге, побуждает у воспитанников интерес к художественной литературе.

В нашей группе создана специальная предметно-пространственная среда. В группе красочно оформленная библиотечная зона «Центр книги». В соответствии с ФГОС «Центр книги» имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наличие иллюстративного и фотоматериала (иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена "Полочка умных книг". Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу. Используется нами и вариант получения книг в детской районной библиотеке (в необходимом количестве). Это помогает детям увидеть различные издания одного и того же произведения, понять, что книгу уже читали другие дети, что необходимо бережное обращение с книгой. У детей появляется осмысление себя как читателя. Для ремонта книг создана «больница», где находится необходимый материал. Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, образные игрушки. Для родителей оформлен стенд с информацией по детской художественной литературе, интересными заметками и рекомендациями. В группе имеется картинная галерея (рисунки и поделки детей по художественным произведениям).

Для дошкольников ведущая деятельность является игровая, но в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2.7) определены и другие виды деятельности : познавательная, исследовательская, изобразительная, коммуникативная, двигательная. В логике интегрированного подхода чтение художественной литературы выступает в качестве средства для обогащения образовательного процесса во всех видах деятельности. Развивающие взаимодействия ребенка со сверстниками в привлекательных видах деятельности способствуют более эффективному, качественному, осознанному приобщению к художественной литературе (табл. 1).

Таблица 1

Модель развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками в разнообразных видах деятельности.

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы вместе играем Дидактические, подвижные, развивающие, театрализованные, режиссерские игры (литературного содержания)

Мы вместе познаем Рассказы взрослых о книгах;

Встреча с интересными людьми (поэт, писатель, журналист, художник-иллюстратор);

Чтение и слушание художественных произведений;

Рассматривание иллюстраций, альбомов (художественных произведений, фотографий и картин (поэтов и писателей);

Слушание музыкальных произведений (на литературное произведение);

Создание и просмотр презентации на тему: «Откуда пришла книга?»

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы вместе проектируем Познавательно-творческие проекты на темы: «Как делают книгу?», «Русские народные сказки», «Детские писатели», «Детские поэты»,

Мы вместе творим, конструируем, моделируем Создание поделок из бросового материала, коллажей, рисунков на литературные темы;

Создаем литературных героев из конструктора «Чудо – трафареты В. Воскобовича;

Создание и использование моделей и схем для наглядного ознакомления с художественными произведениями.

Мы вместе коллекционируем Создаем коллекции детских книг, периодических изданий (детские журналы, фотографий (поэтов и писателей, иллюстраций художников разных литературных произведений.

Мы вместе пропагандируем Проведение литературных акций : «Подари книгу другу», «Продли жизнь старой книге».

Мы вместе путешествуем Экскурсии в районную детскую библиотеку, школьную библиотеку;

Экскурсии по группам ДОУ (делимся опытом);

Посещение театров и литературных музеев СПб с родителями.

Мы вместе издаем и выпускаем Книжки - самоделки по прочитанным произведениям, книжки - детского творчества «Новая история старой сказки», «Придумай историю по иллюстрации»;

Стенгазеты: «Ребенок и книга», «Любимые прочитанные книги» и др.

Мы вместе соревнуемся, представляем

Участие в конкурсах и мероприятиях: «Просодия», «Разукрасим мир стихами», «Чудо-сказка», «Литературная мозаика», «Радуга творчества», «Ребята о зверятах»;

Постановка и показ театрализованных отрывков произведений для детей и родителей.

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы сотрудничаем

С районной библиотекой №5;

со школой 382;

с Красносельской школой искусств;

с Детской музыкальной школой №4;

с родителями воспитанников (в проектах, конкурсах, выставках);

с муниципальным образованием г. Красное Село (конкурсы, акции).

Деятельностный подход при приобщении дошкольников с ОВЗ с художественной литературой помогает детям самим знакомиться с произведениями, открыть новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирует умение рефлексировать [5]. У детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста развивается интеллект, творческое и логическое мышление, происходит эмоциональное, социальное, речевое, психическое и психофизиологическое развитие.

Литература

1. Афонькина Ю. А. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М. : АРКТИ, 2016. - 3-6 с.

2. Бойко Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4 с.

3. Габдулхаков В. Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - 6-7 с.

4. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2011. –6 с.

5. Хуторской А. В. Системно - деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством» Проблема приобщения детей.

Аналитический отчёт о приобщении детей к художественной литературе Как писала Агния Барто «Я не мог бы просидеть Без книги и дня. Как вода, как еда, Как бальзам для меня, Как источник тепла и света Для меня.

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт.

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило.

Пресс-релиз «С книгами знаться — ума набираться» по итогам педсовета «О приобщении воспитанников к художественной литературе» 15 декабря был проведен педсовет «О приобщении воспитанников к художественной литературе». Целью педсовета было: - Организовать совместную.

Проект по художественной литературе для детей среднего дошкольного возраста «Творчество К. И. Чуковского» Паспорт проекта. Участники проекта: педагог, воспитанники,родители (законные представители). Тип проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Системно-деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Системно — деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО. Мир вокруг нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе
Опубликовано: 23 мая 2019 в 21:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хохлова (УИ 819927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД