Ирина Хохлова
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности [3].
Публикация «Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать [4]. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры и др. электронные носители.
Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс воспитания читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.
Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Статистические данные показывают, что ЗПР – одна из наиболее распространенных форм нарушений психического развития. Дети характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. Дети с ЗПР испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, у детей наблюдается снижение познавательной активности, инертность мышления, неумение действовать по инструкции, осуществлять планирование и самоконтроль, незрелость и низкая произвольность эмоций [1]. У детей отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции [2]. Формирование познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых способностей, социальных навыков у детей с ОВЗ является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе.
Одной из перспектив развития детей с ОВЗ, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми необходимых знаний, умений и навыков.
Актуальность проблем приобщения детей с ОВЗ дошкольного возраста к чтению художественной литературы на современном этапе обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих задач, является метод проектирования. Проектирование образовательной работы в соответствии с образовательным стандартом требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активирующих познавательную, речевую, социальную активность, развивающих личность ребенка в процессе различных видах деятельности. Именно поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Реализация деятельностного подхода основана на новой модели взаимодействия педагога с детьми, в которой педагог выполняет не просто информирующую функцию, а становится организатором и помощником активной деятельности детей и родителей [5].
Условиями успешного деятельностного подхода при приобщении к художественной литературе являются :
- максимальное использование книг (художественной литературы) в образовательном процессе;
- организация развивающей предметно – пространственной среды;
- использование разнообразных форм педагогической работы;
- организация развивающего обучения;
- внедрение и применение современных образовательных технологий;
- активное включение детей и взрослых в конкретные виды деятельности.
В целях приобщения детей с ОВЗ к художественной литературе, осуществление деятельностного подхода необходима определенная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует познавательному, эстетическому развитию, формирует правильное отношение к книге, побуждает у воспитанников интерес к художественной литературе.
В нашей группе создана специальная предметно-пространственная среда. В группе красочно оформленная библиотечная зона «Центр книги». В соответствии с ФГОС «Центр книги» имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наличие иллюстративного и фотоматериала (иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена "Полочка умных книг". Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу. Используется нами и вариант получения книг в детской районной библиотеке (в необходимом количестве). Это помогает детям увидеть различные издания одного и того же произведения, понять, что книгу уже читали другие дети, что необходимо бережное обращение с книгой. У детей появляется осмысление себя как читателя. Для ремонта книг создана «больница», где находится необходимый материал. Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, образные игрушки. Для родителей оформлен стенд с информацией по детской художественной литературе, интересными заметками и рекомендациями. В группе имеется картинная галерея (рисунки и поделки детей по художественным произведениям).
Для дошкольников ведущая деятельность является игровая, но в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2.7) определены и другие виды деятельности : познавательная, исследовательская, изобразительная, коммуникативная, двигательная. В логике интегрированного подхода чтение художественной литературы выступает в качестве средства для обогащения образовательного процесса во всех видах деятельности. Развивающие взаимодействия ребенка со сверстниками в привлекательных видах деятельности способствуют более эффективному, качественному, осознанному приобщению к художественной литературе (табл. 1).
Таблица 1
Модель развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками в разнообразных видах деятельности.
Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми
Мы вместе играем Дидактические, подвижные, развивающие, театрализованные, режиссерские игры (литературного содержания)
Мы вместе познаем Рассказы взрослых о книгах;
Встреча с интересными людьми (поэт, писатель, журналист, художник-иллюстратор);
Чтение и слушание художественных произведений;
Рассматривание иллюстраций, альбомов (художественных произведений, фотографий и картин (поэтов и писателей);
Слушание музыкальных произведений (на литературное произведение);
Создание и просмотр презентации на тему: «Откуда пришла книга?»
Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми
Мы вместе проектируем Познавательно-творческие проекты на темы: «Как делают книгу?», «Русские народные сказки», «Детские писатели», «Детские поэты»,
Мы вместе творим, конструируем, моделируем Создание поделок из бросового материала, коллажей, рисунков на литературные темы;
Создаем литературных героев из конструктора «Чудо – трафареты В. Воскобовича;
Создание и использование моделей и схем для наглядного ознакомления с художественными произведениями.
Мы вместе коллекционируем Создаем коллекции детских книг, периодических изданий (детские журналы, фотографий (поэтов и писателей, иллюстраций художников разных литературных произведений.
Мы вместе пропагандируем Проведение литературных акций : «Подари книгу другу», «Продли жизнь старой книге».
Мы вместе путешествуем Экскурсии в районную детскую библиотеку, школьную библиотеку;
Экскурсии по группам ДОУ (делимся опытом);
Посещение театров и литературных музеев СПб с родителями.
Мы вместе издаем и выпускаем Книжки - самоделки по прочитанным произведениям, книжки - детского творчества «Новая история старой сказки», «Придумай историю по иллюстрации»;
Стенгазеты: «Ребенок и книга», «Любимые прочитанные книги» и др.
Мы вместе соревнуемся, представляем
Участие в конкурсах и мероприятиях: «Просодия», «Разукрасим мир стихами», «Чудо-сказка», «Литературная мозаика», «Радуга творчества», «Ребята о зверятах»;
Постановка и показ театрализованных отрывков произведений для детей и родителей.
Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми
Мы сотрудничаем
С районной библиотекой №5;
со школой 382;
с Красносельской школой искусств;
с Детской музыкальной школой №4;
с родителями воспитанников (в проектах, конкурсах, выставках);
с муниципальным образованием г. Красное Село (конкурсы, акции).
Деятельностный подход при приобщении дошкольников с ОВЗ с художественной литературой помогает детям самим знакомиться с произведениями, открыть новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирует умение рефлексировать [5]. У детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста развивается интеллект, творческое и логическое мышление, происходит эмоциональное, социальное, речевое, психическое и психофизиологическое развитие.
Литература
1. Афонькина Ю. А. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М. : АРКТИ, 2016. - 3-6 с.
2. Бойко Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4 с.
3. Габдулхаков В. Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - 6-7 с.
4. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2011. –6 с.
5. Хуторской А. В. Системно - деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.