Анна Кузнецова
Консультация «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях».
Подготовила Кузнецовой А. Н.
МБОУ ДО «ЦРТДЮ», г. Калязин,
Тверская область.
Я согласна с мнением, что дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства педагога. Совершенствование педагогического мастерства педагогов является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.
Публикация «Консультация „Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности.
Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер. Наше учреждение тесно сотрудничает со школами и детскими садами.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела, что соответствует ФГОСам.
В своей работе использую разные формы, методы и приёмы.
Считаю, что главным методом, особенно в работе с детьми младшего школьного возраста, в педагогической практике является игровое обучение, когда в игровой форме создаются ситуации, напоминающие реальные.
Немаловажным считаю словесный метод (беседа, рассказ). Рассказ педагога о детском объединении обязателен. В такой рассказ необходимо включить:
-разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
- описание содержания и результатов первого года занятий,
-объяснение основных этапов овладения мастерством,
-рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,
- рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты.
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т. д.
Хорошим сопровождением рассказа станут наглядные материалы:
- стенгазета или рукописный журнал;
- альбом-летопись детского объединения;
- фотографии, слайды и видеофильмы;
-награды детского объединения и его воспитанников;
-информационный стенд.
Для выявления уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности можно использовать :
- тесты или тестовые задания;
- конкурсы и соревнования;
- выполнение практической работы или творческого задания.
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. д. Для удобства пользования выделим методы обучения и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном использую объяснение, рассказ, показ, иллюстрация.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, повтор, упражнение, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе проверки полученных знаний — выполнение контрольных заданий, мониторинг, концерт, самоанализ.
Сочетание методов образует методику. Вот наиболее распространенные методики обучения, используемые мной.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса излагается новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагается работа разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого ребёнка).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы) : при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Сейчас много говорим о современных технологиях. Но как говорится: «Новое- это хорошо забытое старое». Вот несколько новых старых подходов в работе:
Адаптивное обучение, или персонализированный подход.
Название говорит само за себя. При адаптивном обучении главное – максимальная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, а также учёт и реализация всех его возможностей.
Дифференцированный подход учитывает уровень подготовки и достижения учащихся с учётом психолого-физических особенностей, цель – помочь ребёнку овладеть программным материалом, проявить свои способности.
Современные технологии (ИКТ в том числе) позволяют провести занятие интересно, ново, творчески, что вызывает у детей эмоциональный отклик!