Надежда Лебедева
Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение должно стать для ребенка очень тонким
инструментом овладения знаниями и
вместе с тем источником богатой духовной жизни
В. А. Сухомлинский
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Публикация «Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время в Российской Федерации отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ в структуре дефекта наблюдается несформированность базовых психических функций (дети с интеллектуальной недостаточностью) и недостаточное развитие базовых психических функций (дети с ЗПР) в связи с этим необходима организация специальной коррекционной работы по ознакомлению с отечественной литературой. Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Проблема детского чтения еще одна из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям стали меньше читать, а значит страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогом. В наше время актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопонимания. Она развивает мышление и воображение ребенка. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Дошкольники с ОВЗ- это дети с особыми образовательными потребностями
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм. Вместе с тем в практике ДОУ в решении проблемы в формировании первичных представлений у дошкольников об отечественной литературе можно выявить ряд недостатков:
Недостатки в результатах:
- Незнание авторов и названий произведений;
-Не различают отечественную и зарубежную литературы;
-Труднее сформирован интерес к литературе;
Недостатки в основном процессе:
-Недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественной литературе;
-Недостаток условий организующих условия проведения мероприятий по данной тематике;
Недостатки в условиях профессиональной деятельности :
-недостаточное обеспечение наглядными пособиями
-в группах не организованы уголки для детей с использованием отечественной литературы;
-недостаточно организованно предметно-развивающее пространство
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.
Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.
Таким образом, выявлены противоречия:
Формирование ознакомления с отечественной литературой детей с ОВЗ требует использования при ознакомлении с отечественной литературы аудиозаписей, книг, но недостаточно сформирована предметно-пространственная среда.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Обеспечить деятельность педагога по ознакомлению с отечественной литературой детей с ОВЗ.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой работы Пример проявления в действии и в речи ребенка
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Формирование первичных представлений об отечественной литературе
Активно участвует в театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых отечественная литература. Высказывает мнение о понравившихся отечественных произведений.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства;
Увлечение самим процессом чтения
Знает наизусть:
-стихотворные произведения,
-названия отечественных произведений,
-Называет авторов отечественной литературы : А. С. Пушкин, А. Л. Барто
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; Владение речью как средством общения и культуры, стимулирование сопереживания персонажей народных произведений; развитие речевого творчества Составляет предложения.
Составляет пересказ с помощью наглядности и без нее.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе.
Ознакомление ведется с учетом интеллектуальной недоразвитости детей, это и определяет содержание и деятельность педагога.
Ознакомление с отечественной литературой с детьми с ОВЗ ведется в доступной форме для дошкольного возраста. Учитываются возрастные особенности дошкольников с ОВЗ; объем умений и навыков, которым овладевают дети.
Перед началом ознакомления желательно подготовить наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).
Детей необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого нужно провести различные предварительные беседы, в которых нужно обращаться к личному опыту каждого слушателя, вызывать в его памяти соответствующие ассоциации.
Например, сказке К. Чуковского «Айболит» можно посвятить три разных занятия: первое — рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей). Второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Айболит»). Третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Айболит»).
Для того чтобы увидеть, что ребенок с ОВЗ научился называть авторов отечественной литературы (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак и др, отличать отечественные произведения от зарубежных можно провести несколько дидактических игр «Путешествие по сказкам», «Сбежавшие герои сказок», «Угадай что за сказка», походы в библиотеку на тематический вечер, посвященный отечественным сказкам.
Театрализованное представление по мотивам отечественных произведений поможет понять педагогу, что дети не только знают произведения отечественных авторов, но и смогут применить это в своей деятельности. Например, «Путешествие по Лукоморью» (по мотивам сказки Пушкина А. С, «Муха-Цокотуха» (К. И. Чуковский, «Кошкин дом» (С. Я. Маршак).
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа была успешной и плодотворной, в работе должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
Повышение компетентности педагогических работников через самообразование
Семинары, педсоветы,круглые столы
Повышение квалификации через посещение курсов в СИПКРО, ЦРО
Научно-методические:
Приобрести в методический кабинет новинки по нравственному воспитанию дошкольников.
Апробировать новые методики программ по художественно-эстетическому воспитанию.
Материально-технические:
Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественной литературе.
Обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественной литературе.
Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией об отечественной литературе.
Приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.
Нормативно-правовые:h
Письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий.
Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.
ФГОС, конвенция о правах ребенка, закон об образовании 2009 г.