Светлана Зацепина
Проект по ознакомлению детей второй младшей группы с детской художественной литературой «Там, на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме «Ознакомление детей с детской художественной литературой как средством познавательного развития»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2010 г. – май 2011г.)
Возраст участников проекта : 2 младшая группа
Партнё ры: воспитатели, родители
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Создание проблемы:
Публикация «Проект по ознакомлению детей второй младшей группы с детской художественной литературой „Там, на неведомых дорожках“» размещена в разделах
Дети быстро отвлекаются при слушании, слабо запоминают содержание произведения. Затрудняются при пересказывании сказок, могут только договаривать отдельные фразы. Плохо запоминают тексты потешек и стихов, избегают рассказывать их наизусть.
Актуальность проекта :
Дети ещё не различают жанры художественной литературы, внимание неустойчиво, речь недостаточно выразительна. Особое место в воспитании и развитии дошкольников занимают литературные произведения, посвященные живой природе. Уже в раннем возрасте малыши с интересом слушают первые сказки и стихотворения А. Барто, С. Михалкова, в которых животные выступают разных ролях. Это и «ожившие» игрушки, с которыми происходят такие же события, которые могли бы произойти в реальности и с самим ребенком (цикл «Игрушки» А. Барто, и яркие персонажи лесной жизни, говорящие человеческим языком («Три медведя» Л. Толстого, «Телефон» К. Чуковского, и участники различных драматических событий («Тараканище» К. Чуковского). Большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.
Цель проекта :
Воспитать у детей любовь и интерес к книгам и иллюстрации, умение сосредотачивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него, подводить детей к различению жанров.
Задачи проекта :
1. Учить детей слушать короткие художественные произведения, отвечающие возрастным особенностям восприятия текста, следить за развитием действия в сказке, рассказе, делать логический вывод из прочитанного, с помощью взрослого разучивать и рассказывать короткие стихотворения.
2. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, формировать первоначальные представления детей о том, где живут домашние и дикие животные.
3. Воспитывать у детей чувство симпатии к животным – положительным персонажам сказок, учить эмоционально откликаться на прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
4. Учить давать свою оценку действиям животных в реальном и сказочном мире.
Ожидаемый результат:
• Научить детей охотно отзываться на предложение прослушать художественный текст, с удовольствием возвращаться к прочитанному, самим просить взрослого прочесть стихи или сказку;
• научить активно содействовать и сопереживать героям произведения, эмоционально откликаться на содержание прочитанного;
• с удовольствием читать стихи, рассказывать потешки, рассказывать короткие сказки;
• научить детей интересоваться животными ближайшего окружения, замечать цветущие растения, явления природы и эмоционально на них реагировать (присмотреться, приблизиться, потрогать, улыбнуться);
• различать и называть некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта :
• 1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, игровых заданий, кукольных и настольных спектаклей, праздников).
• 2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий).
• 3 этап – заключительный (драматизация «У страха глаза велики»).
План реализации проекта
Разделы проекта Виды деятельности воспитателя Виды деятельности детей
Художественно-речевая деятельность Потешки:
«Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Заинька, попляши», «Сорока, сорока», «Божья коровка…», «На улице три курицы…», «Тили-бом! Тили-бом!», «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысенька…», «Жили у бабуси…»
Сказки:
«Колобок» (обр. К. Ушинского); «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого); «Теремок» (обр. Е. Чарушина); «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской); «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса» (обр. Мю Булатова); «Лиса и заяц» (обр. В. Даля); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).
Поэзия:
К. Бальмонт «Комарики-макарики»; А. Блок «Зайчик»; А. Майков «Ласточка примчалась…» (из новогреческих песен); Л. Модзалевский «Мотылек»; С. Черный «Теленок сосёт»; З. Александрова «Кролики»; В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»; Г. Галина «Гном и белка», «Песня мышек»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; В. Катаев «Ежик»; С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебедёнок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица»; Р. Сеф «На свете всё на всё похоже…»; И. Токмакова «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек - стайка»; Э. Успенский «Жил-был один слоненок»; Д. Хармс, Н. Радлов «Упрямые козлы», «Добрая утка», «Где клубок?» («Рассказы в картинках»); Е. Чарушин, Е. Шумская «Конь»; К. Чуковский «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха».
Проза:
В. Даль «Ворона»; Д. Мамин-Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Толстой «Птица свила гнездо…», «У Вари был чиж…»; К. Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки»; Т. Александрова «Зверик», «Медвежонок Бурик»; В. Бианки «Купание медвежат», «Мишка-башка»; Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко «Умная птичка»; Л. Петрушевская «Поросенок Пет и магазин»; М. Пришвин «Дятел»; С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); Н. Романова «Умная ворона»; В. Сутеев «Три котенка»; А. Н. Толстой «Еж», «Лиса», «Петушки»; Д. Хармс «Храбрый еж»; Г. Цыферов «Про чудака лягушонка» (сказки первая и третья, «Когда не хватает игрушек» (из книги «про цыпленка, солнце и медвежонка»); Е. Чарушин «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»).
Презентации: «Что нам осень подарила», «Кто не спит?». Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов.
Цель: Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность, восприятие произведений искусства.
Формировать эмоциональную отзывчивость, стремление выполнять имитационные действия.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Кто где живёт?», «Спрячь зайчика», «Спрячь поросят от волка», «Кто где спит?» (по сказке «Три медведя», «Собери мишку», «Умный малыш – на логическое мышление», «Умные шнурочки», «Найди животное», «Лото по ключам «Домашние и дикие животные», «Парочки» Различные дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные.
Цель: Учить детей правильно называть домашних и диких животных, их детёнышей, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, зрительное восприятие.
Продуктивная деятельность Рисование:
«В некотором царстве», «Снегири на рябине», «Избушка трёх медведей».
Аппликация, конструирование:
«Ёжик», «Домик для птиц», «Божья коровка».
Лепка:
«Сороконожка», «Мышка-норушка», «Птенцы в гнезде», «Ути-ути». Рисование красками, карандашами, работа с ножницами, цветной бумагой, клеем, пластилином, стекой.
Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать, создавать героев, опираясь на литературные произведения.
Развлечение Кукольные спектакли:
«Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Лиса, заяц и петух», Драматизация (взрослые) «У страха глаза велики».
Настольные театры:
«Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь».
Праздники:
«Проводы зимы», «Наше лето». Цель: Побуждать участвовать в инсценировке произведений с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассматривании.
Работа с родителями Спортивный праздник «Мама, папа и я спортивная семья». Праздник к 8 марта «Как дети разбудили солнышко».
Консультации:
«Роль фольклора в развитии детей», «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Почему ребёнку нужна игра», «Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах», «Что читать детям?», «Советы логопеда. Если ребёнок не говорит».
Результативность проекта :
1. Дети самостоятельно читают стихотворения.
2. Дети охотно слушают художественные произведения до конца, легко включаются в процесс восприятия, охотно отвечают на вопросы по содержанию, обсуждают произведения (о героях, о действиях и мотивах поступков, последовательности событий и их взаимодействиях).
3. Активно и с желанием участвуют в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте.
4. Дети узнают конкретных представителей животного мира (звери, птицы, рыбы, насекомые, их названия. Знают, что бывают домашние и дикие животные, где они живут и кто о них заботится. Дети знакомы с особенностями внешнего вида животных ближайшего окружения. Знают, что каждому животному для жизни необходимо место (жилище, убежище, свет и тепло, пища, влага.
Перспектива:
• Разработать проект «Там, на неведомых дорожках» для детей среднего дошкольного возраста.
• Составить план мероприятий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой, рассказывающий о жизни животных и птиц, их отличительных признаках, используя образные слова, устойчивые выражения, наиболее распространенные эпитеты и сравнения.