Папки-передвижки

Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

Татьяна Евина
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Евина Татьяна Анатольевна

музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 32

Центрального района Санкт-Петербурга

Евина Татьяна Анатольевна

музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 32

Центрального района Санкт-Петербурга

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС : деятельность музыкального руководителя

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

Темочки:

а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе.

Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду».

Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».

К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Задачи музыкального воспитания

ФГОС в музыкальном образовании ДОУ С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?

1. Ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.

2. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки личности детей дошкольного возраста.

3. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.

Приказы Минобрнауки России утратили силу:

• от 23.11.2009 №655

"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

• от 20.07.2011 № 2151

"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

2. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.

• образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Образовательная область "Познавательное развитие".

Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

• Образовательная область "Речевое развитие".

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

• Образовательная область "Физическое развитие".

Развитие физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Деятельность музыкального руководителя направлена на введение ребёнка в мир музыки, развитие в нем музыкальной эрудиции и культуры, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Через это формируется у ребенка опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.

Через деятельность музыкального руководителя ребенок знакомится с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальный руководитель, создавая музыкальную среду, должен опираться на следующие критерии её качества:

• качество содержания.

• качество структуры.

• функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Качество содержания.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество, каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности :

восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности : к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п. ; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника и т. д.).

Содержание музыкальной среды по ФГОС должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью : она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Специфика занятий музыкального искусства заключается и в том, что в искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями.

Наличие слайдов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, скульптурой и архитек-турой.

Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей

Комфорт обеспечивается оформлением музыкальных мини-центров. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть доступна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности : в младенчестве — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.). Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

Специфика музыкальной деятельности в детском саду предъявляет особые требования к рабочему месту музыкального руководителя : оно должно быть укомплектовано современными техническими средствами.

Виды совместной музыкальной деятельности в детском саду :

музыкально-дидактические игры;

слушание музыки;

танцевальное, игровое, песенное творчество;

музицирование;

музыкальные сюжетно-ролевые игры;

хороводные игры;

концерты, музыкальные гостиные;

театральная деятельность.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ

Исходное требование к среде — её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его творчества.

Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды

(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.

Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический компонент, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребёнок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку - ею можно только увлечь.

Среда нерегламентированной музыкально - творческой деятельности ДОУ. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и становления его творчества. Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в дополнительных услугах по музыкальному творчеству, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции. Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности,

Наличие в группе всех наглядных пособий,

Наличие магнитофона и кассет

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью : они становятся своего рода катализатором данного процесса.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей - такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития дошкольников.

Разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогают нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь.

Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.

Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик», анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант, создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).

Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент. Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».

Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются.

Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат : родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта позднее - другие произведения русской и зарубежной классики).

Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии. Они, как показывает практика, знакомятся с «Музыкальным дневником группы» и пользуются отражённой в нём информацией, внимательно осматривают выставку музыкально-педагогической и психологической литературы, принимают участие в конкурсах «Рисуем музыку», «Сделай сам игрушку - музыкальный инструмент».

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.

Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Литература:

1. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», М., 2004

2. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 2, № 7 - 2013 г.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Веракса М. : Мозаика-Синтез, 2011.

4. М. Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.

5. Н. А. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981г

6. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н. А. Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.

7. Новиковская О. А. Практическое пособие «Логоритмика» Игры и упражнения для дошкольников. Издательство Санкт – Петербург Корона принт 2005.

8. Новоскольцева И., Капллунова И. Программа «Ладушки». СПб., 2002

9. Справочник музыкального руководителя № 6 – 2015,ЗАО «МЦФЭР», М., 2015

Публикации по теме:

Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ Театрализованная деятельность дошкольников. Данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.

Циклограмма музыкального руководителя Циклограмма музыкального руководителя Балабаевой Е. А. на 2019 - 2020 учебный год МБДОУ д. с. № 33 «Жемчужинка» комбинированного вида Понедельник:.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает.

Картотека игр музыкального руководителя на тему «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» Выполнила музыкальный руководитель: Ещенко Елизавета Юрьевна Ростов-на-Дону.

Эссе музыкального руководителя Я – Здравствуйте! Я работаю музыкальным руководителем в ЦРР детский сад №8. Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми но произошло.

Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной.

Портфолио музыкального руководителя Каменец Е. А Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?» Проект «Как появилась музыка?» Паспорт проекта: Вид проекта: исследовательский, детский. Тема проекта: «Как появилась музыка?» (исследование.

Эссе музыкального руководителя Эссе «Что для меня профессия музыкальный руководитель» «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 01:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Евина (УИ 31532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД