ТАТЬЯНА НОСКОВА
Дефектологическое занятие «Развитие мышления»
Групповое дефектологическое занятие
Тема: Развитие и коррекция мышления
Задачи коррекционного занятия
• Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
• Развитие мышления (установление закономерностей).
• Развитие осязательных ощущений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Публикация «Дефектологическое занятие „Развитие мышления“» размещена в разделах
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении). Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте это левой ногой.
Основная часть
Задание 1. «Четвертый лишний»
Материал к заданию: 3-4 набора картинок, на каждой из которой изображены четыре предмета.
Дефектолог объясняет ребятам, что три предмета из четырех подходят друг к другу и могут быть названы одним (обобщающим) словом, а четвертый предмет не подходит к ним, он лишний. Нужно указать этот лишний предмет.
Задание 2. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур, картонный кружок. Дефектолог предлагает детям рассмотреть рисунок: «В нем две части - верхняя из 9 клеток и нижняя из 12 клеток. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каждая пара фигурок имеет свой номер. Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а вы будете говорить, какая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в этой клетке». Занятие проводится по схеме : педагог закрывает одну из клеток девятиклеточного квадрата в верхней части рисунка и предлагает ученикам найти среди пар фигурок, расположенных в 12 клетках в нижней части рисунка, такую пару, которая подходит на место, закрытое картонкой. Порядок выбора клеток: правая нижняя, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, средняя нижняя, средняя правая, средняя левая, средняя верхняя, центральная.
Таким образом, ученики решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Учитель обращает внимание учеников на то, что для получения правильного ответа нужно рассмотреть фигуры сначала в трех верхних клетках и найти, какие фигуры одинаковые. Затем рассмотреть фигурки в трех средних и в трех нижних клетках, а также в трех вертикальных клетках слева, в центре и справа. Фигуры рассматривать по вертикали (в каждой вертикали нижние фигуры в клеточках одинаковые).
Задание 3. «Тяжелые коробочки»
Материал к заданию и ход работы: а) упорядочить коробочки (тяжелая – тяжелее - самая тяжелая, легкая – легче - самая легкая); б) определить ряд, начиная со средней по тяжести коробочки; в) определить вес различных предметов, взвешивая их на руке (предметы весом 1кг,2кг,3кг,100г,200г,300г) Ответы учеников проверяют путем взвешивания предметов на весах.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.