ольга глущенко
Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение изобразительному искусству невозможно без овладения средствами художественной выразительности, что закреплено в содержании основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Одним из важнейших средств художественной выразительности изобразительного искусства является цвет.
Публикация «Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Темочки
Способность к различению, ощущению, называнию цвета, позже к восприятию и передаче его в своих рисунках создают предпосылки для развития практического инструментария изобразительной деятельности детей, способствует развитию их эстетического отношения к действительности, осознанного восприятия цветового богатства мира (М. В. Бубнова, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев, Е. П. Оле-сина, О. И. Радомская, ТЯ. Шпикалова).
Любая образовательная практика должна строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. В соответствии с этим исследователями (Т. С. Комарова, С. Е. Игнатьев) определены возрастные нормы восприятия детьми цвета, выделены три этапа развития цветовосприятия.
Первый этап — усвоение эталонной системы цветов. В этот период слово становится определяющим в формировании цветовых восприятий. Сам факт называния, произнесения вслух наименования цвета способствует вычленению данного цвета из других. На данном этапе дети применяют цвет как важнейшую характеристику реального предмета и пока не замечают, что цвет предмета может быть весьма разнообразным. Исследователи отмечают прочно установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определенным предметом [4, с. 45], например, цвет неба. Ребенок, усвоивший, что
небо голубое, использует этот цвет в каждом своем рисунке, вне зависимости от времени года, суток, ненастной или солнечной погоды. Это вносит некоторую шаблонность в детские рисунки. Кроме того, цвет краски, которая в наличии у ребенка, определяет общий колорит неба. У ребенка нет опыта смешения цветов для получения разнообразных оттенков.
На этом этапе дети не стремятся к разнообразному использованию цвета, их больше привлекает форма предмета. Поэтому одним из важных условий формирования чувства цвета является ведущая роль взрослого в познании особенностей применения цвета.
В первую очередь усваиваются наиболее часто встречающиеся цвета : красный, зеленый, желтый, синий и др. Такие названия, как серый, голубой, розовый, усваиваются позже, как правило, при более пристальном к ним внимании. Возникают первые цветовые предпочтения, ребенок получает «эстетическое наслаждение» от восприятия любимого цвета [8, с. 23].
Второй этап — разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Так, например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду.
Возрастные особенности цветоразличитель-ных способностей проявляются в умении словесно обозначить цвет, в основном формируются к младшему школьному возрасту. В процессе изобразительной деятельности у детей появляется более детальный анализ цвета, который развивается на основе широкого жизненного опыта, знаний элементарных основ цветоведения и поставленной педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет натуры. Именно с младшего школьного возраста усиливается роль слова в познании различных качеств предмета. Для понимания богатства и разнообразия цвета привлекается и личный опыт, и поэтическое слово с его яркими образами, и живописные произведения. Такая совокупность средств позволяет внимательнее относиться к цвету (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова).
Третий этап связан с пониманием взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Здесь цвет выступает именно в качестве средства художественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Осознанное владение этим навыком также формируется в процессе
восприятия произведений искусства, обогащенного знаниями о символике, традициях, психологии восприятия цвета. Причем дети интуитивно чувствуют «психологическую нагрузку» цвета, поскольку еще до овладения знаниями о символике цвета они его воспринимают неразрывно с кинестезическими проявлениями: легкий, нежный, теплый, холодный, тяжелый, струящийся и т. д. Это позволяет емко выражать свои намерения по отношению к изображаемому: добрый персонаж изображается, как правило, светлыми, пастельными или насыщенными цветами. Дальнейшее развитие цветовосприятия связано с выработкой собственного колористического языка, индивидуального подчерка, что выходит за рамки задач начального образования.
Данная система этапов логически обоснована и, казалось бы, должна соответствовать возрастным нормам развития ребенка, но на практике мы наблюдаем существенные расхождения в возрастных границах этапов. Названные этапы в большей степени связаны с условиями, в которых развивается ребенок: наличие опыта восприятия цвета в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности, квалифицированная помощь педагога.
Помимо соответствия возрастным нормам, данные этапы отражают скорее качественную специфику развития цветовосприятия детей, основанную на актуализации многообразия смысловой сущности цвета.