Юлия Тестова
Цикл прогулок «Времена года» в младшей разновозрастной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Составили:
воспитатель младшей группы «Гномики»
Тестова Ю. В.
Найман С. А.
1. В гости к осени
Цель: формирование у детей представлений о времени года - осень.
Задачи:
Приобщать детей к русскому народному фольклору;
Поддерживать беседу с воспитателем на тему «осень».
Развивать эстетическое восприятие природы, видеть её красоту;
Публикация «Цикл прогулок „Времена года“ в младшей разновозрастной группе детского сада» размещена в разделах
Закрепить представления детей о признаках осени: стало холоднее, идет дождь, птицы улетают в теплые края, осенью люди надевают теплую одежду, собирают урожай и т. д.
Согласовывать в речи имена существительные с прилагательными в единственном и множественном числе (листок желтый, желтые листья, цвета: красный, желтый;
Играть в подвижные коллективные игры;
Воспитывать любовь к растительному и животному миру, умение любоваться красотой окружающей природы.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций в книгах об осени, птицах, животных. Разгадывание загадок
Оборудование: Осенние листики-задания от Осени,веточка с письмом.
Воспитатель. Ветерок подметает дорожки, и кружит золотую листву.
Что случилось в природе, ребятки, подскажите мне… я не пойму?
Дети. Это Осень наступила.
(В окно стучится веточка, к ней прикреплено послание от Осени).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто-то нам прислал письмо. (Читает)
«Здравствуйте, дорогие ребята,
Я - Осень золотая.
К вам пришла опять,
Красной, жёлтой краской я буду рисовать.
Хожу я по тропинкам, хожу не торопясь.
А листья золотые летят, летят, кружась.
Приглашаю вас поиграть в парке. Приходите, вас там ждут сюрпризы (Золотая осень)»
Воспитатель. Ну что ребята, хотите пойти в парк? (Ответы детей)
Воспитатель. Но сначала нам нужно одеться. Что мы надеваем осенью?
Дети. Куртки, шапки, теплая обувь, шарф.
Воспитатель. Правильно. С наступлением осени, каждый день становится все холоднее. Все взрослые и дети тепло одеваются: надевают куртки, плащи, теплые кофты. Что еще происходит осенью в природе?
Дети. Становится холодно, листики желтеют и осыпаются, Идут дожди, птички улетают в теплые края.
Воспитатель. Молодцы ребятки. Ну что, идем одеваться.
По приходу в парк воспитатель обращает внимание детей на то, как красиво разукрасила осень деревья.
Летом было всё зелёным,
Ну, а нынче – оглянись:
Пожелтели листья клёнов
Как фонарики зажглись.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые стоят деревья. Ребята, а какого цвета листочки на деревьях осенью? /желтые, красные/
Дети, а вы помните. Что Осень нам обещала сюрпризы. (Срывает первый листочек с заданием, загадками)
Дождик поливает, листья опадают,
На улице холодает, когда это бывает? (Осенью)
Листья разные кружатся,
На землю ковриком ложатся.
Ярких листьев хоровод
Осень с ветром к нам несет. (Листопад)
Он от засухи спасает,
Лес он лечит и питает,
Под него ты попадешь,
Домой сухим ты не придешь! (Дождь)
Жёлтое, круглое,
По небу гуляет,
Всех деток, согревает! (Солнце)
Мокрая вата на небе сидит,
На нас свысока, очень хмуро глядит! (Туча)
Воспитатель. Пока загадки отгадывали, к дереву подошли. Какое это дерево?
Дети: Береза.
В какой цвет перекрасила осень листья на березе?
Дети: Желтый.
Воспитатель. Тонкая березка
В золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Воспитатель. Давайте поиграем. (Проводится игра «Мы - осенние листочки»). В руках у детей осенние листочки. Читается текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Слова Движения:
Мы - листочки, мы - листочки, (Стоят кружком, держа в руках листочки)
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели. (Разбегаются по дорожке).
Мы летали, мы летали – (Бегают, помахивая листочками).
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок – (Садятся на корточки, поднимая)
Все уселися в кружок. (Листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул (Снова разбегаются и помахивают листочками)
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Подкидывают листочки вверх).
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Воспитатель. Ребята, нужно ли беречь деревья? Для чего нужны деревья?
Дети. Чтобы было красиво.
Воспитатель. Деревья дают нам чистый воздух, а в жару можно укрыться в тени деревьев. А некоторые звери и насекомые находят себе домики на деревьях и прячутся там зимой. Что мы можем сделать для дерева, чтобы оно жило подольше.
Дети. Не ломать веток. Посадить еще дерево. Поливать, когда сухо.
Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас можете погулять по нашему парку. Я вас уверяю, вы найдете здесь много интересного.
Подведение итогов.
Воспитатель. Куда мы сегодня ходили? Что вы видели
Дети. Мы ходили в парк, встретили там Осень, поиграли с ней. Наблюдали как мишка, зайка, ежик готовится к зиме.
Воспитатель. Что вам понравилось? (Ответы детей)
2. Конспект занятия-прогулки
Группа: вторая младшая.
Тема: Красавица-рябина.
Цель: знакомство детей с миром деревьев, в частности с рябиной.
Задачи:
- формировать у детей представления об особенностях строения рябины (тонкий ствол, гладкая кора, резные листья, гроздья ягод);
- развивать наблюдательность, любознательность, интерес к окружающему
миру;
- воспитывать умение любоваться красотой окружающих деревьев, бережное
отношение к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к чудесному
дереву. Угадайте, какому?
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?
Это дерево - … (рябина).
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно. У нас на участке растет очень красивое
дерево – рябина. Давайте поздороваемся с ней и назовем ее ласково.
Ответы детей. Рябинка, рябинушка, красавица.
Воспитатель:
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод – для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рябинку и ответить на
вопросы:
- Что есть у рябины? (ствол, ветки, листья, ягоды)
- Какого цвета ствол? (темно-серый) Какой он на ощупь? (гладкий)
- Какого цвета листья у дерева? (желтые, коричневые)
- Какой формы листья? (овальной, резные)
- Каким цветом ягодки у рябины? (ярко оранжевые, красные)
- Как располагаются ягоды? (собраны в гроздья)
- На что похожи ягодки? (на бусинки).
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Растет рябина в лесах, парках, садах. Часто ее можно встретить около домов, вдоль улиц.
Как вы думаете, почему люди сажают рябинку около дома так, чтобы ее из окна было видно?
Ответы детей. Любоваться красотой рябины, собирать ягоды.
Воспитатель: Рябиной это дерево назвали, потому что ее ягодки очень любят рябчики и куропатки. В лесу, заваленном снегом, это их главная пища.
Полакомиться рябиной в зимнюю пору прилетают и другие птицы: снегири,
галки, воробьи, вороны.
А вы знали, что медведи тоже любят рябину? Если они найдут в лесу рябину,
унизанную множеством ягод, то ловко наклонят деревце и с удовольствием
полакомятся его плодами. А лоси могут дотягиваться до самой верхушки дерева, тем самым лакомятся не только ягодами, но и ветками. Упавшие на землю ягоды, подбирают мышки-полевки, ежики, белочки.
Ягоды рябины содержат много витаминов. Люди давно заметили их лечебные
свойства и готовят из ягод отвар. Из ягод рябины получается вкусное варенье и джем!
Воспитатель: Обрывать ягоды рябины без надобности нельзя! Почему?
Ответы детей.
Динамическая пауза - игра «Рябинка».
Рябину ветер раскачал (руки вверх, медленно раскачиваем в стороны,
С рябины листики сорвал (руки медленно опускают вокруг туловища,
Листочки ветер покрутил (кружатся вокруг себя на носочках,
И на землю положил (приседают).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Подвижные игры:
«Кто быстрее проскачет вокруг рябинки»
«Раз, два, три к рябинке беги».
«3. Наблюдение за облаками» - прогулка с детьми младшей разновозрастной группы.
Цель: Развивать наблюдательность. Разобрать понятие «облако». Расширять знания о явлениях неживой природы.
Ход наблюдения
В синем небе, как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их … (облака).
Воспитатель задает детям вопросы:
- А вы знаете, что такое облака?
Облака – это большое количество капелек воды. Солнце нагревает моря и реки. Крошечные капельки, которые образуются при испарении, поднимаются в воздух. На небе они соединяются и образуют облака.
Какого они цвета?
Какие бывают облака?
Какие облака посылают нам дождь?
Почему облака двигаются по небу?
Игра «Не урони облако»
Проводится под сопровождение медленной музыки.
Педагог приглашает детей поиграть с легкими облаками и демонстрирует несколько разных способов подбрасывания «облака»: двумя руками снизу, одной рукой снизу, пальцами обеих рук волейбольным способом. Нужно обратить внимание детей на то, что подбрасывать «облако» нужно легко, с помощью резкого толчка, а не ударяя с силой по шару. Дети под музыку подбрасывают «облака» вверх, стараясь удержать их в воздухе как можно дольше. Выигрывают те, кто продержится до окончания музыки, не уронив свое облако («облака» изготавливаем из мусорных пакетов, надув и завязав их).
Исследовательская деятельность:
Определить, какие облака на небе в день прогулки. Найти облака, похожие на животных.
4. Целевая прогулка «В гостях у елочки» с детьми 3–4 лет
Задачи:
- Закреплять и расширять знания детей о ели.
- обогащать и активизировать словарь детей;
- учить детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им;
- развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Ход прогулки:
Дети выходят из здания детского сада.
Воспитатель:
В зимний лес всех на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь
Крепко за руки беритесь.
Строятся парами и идут к елям.
Воспитатель: Ребята, скажите - какое время года?
Дети: Сейчас время года зима.
Воспитатель: Ребята, а почему вы так думаете?
Дети: На улице много снега, холодно.
Воспитатель: правильно, а теперь послушайте загадку.
Зимой и летом одним цветом (елка)
Воспитатель: правильно, ребята. А где растет елка? (ответы детей) Ну что ж, я предлагаю Вам отправляемся в путь, в зимний лес, в гости к елочке, а чтоб быстрее добраться до леса мы поедем на поезде (дети выстраиваются паровозиком).
Чух! Чух! Пых-чу, Пых-чу, вор-чу, дети стоят на месте и топают ножками
Стоять на месте не хочу! Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее, прокачу!
Зашагали ножки топ, топ, топ паровоз медленно поехал к елке
Прямо по дорожке, топ, топ, топ. Ну-ка веселее, вот как мы умеем.
Наблюдение за елочкой.
Подходят к елочке. Воспитатель рассказывает, что елка – стройное дерево. Особенно красиво елка выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елкой можно постоянно любоваться, зимой и летом. Елка очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.
Дидактическая игра «Узнай, о чем я говорю».
Ход игры:
-Стройная, кудрявая, белоствольная (береза) (воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, описывает растение и предлагает детям догадаться, о каком из них говорит.
-Стройная, зеленая, колючая (ель) Молодцы.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите как сегодня красиво, сколько снега намело кругом. Посмотрите на ветки елочки, тоже намело снега, а на ветках березы нет снега. Как вы думаете, ребята, почему на ветках елочки снега много, а на березке нет? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что висит на елочке? (шишки). А что внутри шишек? Давайте соберём шишки и рассмотрим их уже в группе детского сада. А потом смастерим поделки из них.
Подводится итог целевой прогулки.
5. Целевая прогулка для детей младшей группы (3-4 лет) «Березка зимой»
Задачи:
Знакомить детей с зимующими птицами.
Вызвать у детей восхищение красотою родной природы зимой и поэзией С. Есенина.
Развивать умение замечать особенности родной природы в разное время года, воспитывать бережное отношение к ней.
Предварительная работа: беседы о зимующих птицах с рассматриванием иллюстраций
Материал: хлебные крошки, семечки, кусочки сала с привязанными к ним нитками
Место проведения: береза около детского сада.
Время проведения: январь (после снегопада)
Ход прогулки:
Организационный момент
Воспитатель читает детям стихотворение
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
- Ребята, я думаю, что вы уже конечно догадались к кому мы сегодня пойдем в гости (Предположения детей) Да, я снова приглашаю вас в гости к нашей березке.
Основная часть:
- Вот мы и в сквере. Здравствуй, березка! (Дети здороваются) Вставайте вокруг березки в хоровод, рассмотрите ее внимательно и скажите, что изменилось в ее облике (листьев нет, ветви покрыты снегом) Зима заботливо укрыла ветви снегом, чтобы уберечь их от сильного мороза. Не стряхивайте снег, не беспокойте дерево. Лишний снег сметет ветер. Знаменитый русский поэт Сергей Есенин очень любил березку и написал про нее много прекрасных стихотворений. Я сейчас прочту одно из них, а вы внимательно послушайте и полюбуйтесь на нашу русскую красавицу.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей) Что за кисти распустились на березе белой бахромой? (Снег) С чем еще сравнивает снег поэт? А в каком золотом огне горят снежинки? (В свете солнца) Солнечная заря делает ветки березы блестящими «обсыпает ветки новым серебром» Какая тишина в стихотворении Есенина? (Сонная) Зимой природа спит, отдыхает. А что это такое висит на дереве? (Обращает внимание детей на кормушку) Если природа спит, то для каких же птиц висит эта кормушка? (Зимующих) Я сейчас буду вам загадывать загадки, и мы узнаем, какие зимующие птицы прилетают погостить к нашей березке.
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
- Давайте и мы с вами угостим птиц, разложим крошки и семечки для воробьев и снегирей, а для синичек подвесим кусочки сала, которые они так любят. (Воспитатель помогает детям разложить корм в кормушки, привязать кусочки сала)
- Наша прогулка подошла к концу. Не будем больше нарушать зимний сон деревьев, да и птицы не решаются подлететь к кормушкам. Давайте тихим голосом скажем «До свидания, березка» и пойдем на участок детского сада гулять и играть.
Дети прощаются с березкой и уходят в детский сад.
6. Конспект целевой прогулки в младшей разновозрастной группе «Птички – невелички»
Цель: формирование у детей представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные.
1. Познакомить детей с названиями частей тела птиц.
2. Формировать активную речь и активизировать словарь (ворона, воробей, снегирь, синичка).
Развивающие.
1. Развивать наблюдательность и мыслительную деятельность.
2. Развивать двигательную активность детей и ориентировку в пространстве.
3. Развивать умение действовать по сигналу.
4. Развивать у детей слуховые дифференцировки, звукоподражание.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением птиц, рассматривание и беседа по картине «Дети кормят птиц», разучивание потешки «Сорока-ворона», разучивание песенки С. Маршака «Воробей в зоопарке», дидактическое упражнение «Кто лишний», подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Птички в гнездышках».
Ход прогулки.
Наблюдение.
1.Воспитатель предлагает детям понаблюдать за птицами: Посмотрите, ребята, какие птички прилетели к нашим кормушкам. Это зимующие птички, они не улетают на зиму в теплые края.
- Холодно и голодно бедным маленьким птицам зимой: нет мошек, червячков, зернышек, семян. Поэтому и прилетают птицы к человеку, зная, что он не оставит их в беде - покормит их.
- Смотрите, ребята, как тихо и печально птички сидят на снегу: не прыгают, не поют, редко летают.
Ребята! Давайте издалека поздороваемся с птичками.
Птички, вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим. Чем мы птиц угостим?
Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим, что такое корм. Корм - это хлебные крошки, зерна, семена.
2. Насыпает корм в кормушки
Воспитатель: Вот и птички прилетели!
- Это кто такой храбрый? Кто первый прилетел?
- Конечно, это воробей: прыгает, клюет, чирикает. Что это за птица, ребята?
- Что клюет воробушек?
- Чем воробушки клюют зернышки?
Птички клюют корм клювом, клюв острый, черный.
Послушайте, как птички зачирикали, они хорошо поели, очень обрадовались тому, что мы их угостили.
А вот и другие птицы прилетели. Давайте их хорошо рассмотрим. Одни птицы побольше, другие маленькие. Большие птицы - это вороны. Маленькие птицы - это воробушки и синички. Птички пугливые, чуть что, вспорхнут и улетят. Не бойтесь нас птички, мы вас не обидим! Ребята, у птиц есть голова, туловище, крылья, лапки, хвост.
- Ну вот, ребята, все птички доели корм и улетели, нам оставили только свои следы на снегу. Давайте рассмотрим, чьи следы больше, а чьи меньше. А теперь покажите, ребята, как птички ходят, прыгают, летают.
- Ребята, отгадайте о птицах загадку:
1. На суку сижу, кар-кар кричу (Ворона).
2. Чик – чик – чирик! К вам с ветки прыг!
Клюй зерна, сил не жалей и не робей!
Кто же это? (Воробей).
Дидактическая игра «Кто как поет».
Воспитатель: Представьте, ребята, что вы на опушке леса, шумят высокие деревья, в долине журчит быстрый ручеек.
А сейчас и птички запели.
Кто из птиц здоровается: кар-кар?
Кто из птиц поет: чив-чив?
Правильно, вы все мои загадки отгадали!
А теперь повторяйте за мной: Ручеек поет «С- с- с», ветер дует «У- у –у», ежик говорит «Ф - ф - ф», а потерявшиеся в лесу ребята кричат: «Ау-ау-ау». Проводится подвижная игра «Воробушки и собачка».
Скачет, скачет воробей:
Скок-поскок, скок-поскок!
Кличет маленьких детей:
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик, Чик-чирик!
Вдруг собачка прибежала,
Громко, громко зарычала
И воробушков прогнала.
Индивидуальная работа.
(Бег и ходьба в прямом направлении с детьми).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам играть?
Вы помните, кто сегодня к нам в гости прилетал? Почему птички прилетают близко к людям?
Какие птички? Чем мы помогли птицам?
А как называются большие птицы?
А маленькие птички?
Дети, эти птицы называются зимующие, потому, что они не боятся мороза, не улетают в теплые края.
Вы молодцы!