Любовь Черныш
Цикл познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл познавательно – исследовательской деятельности «Свойства воды»
Для детей среднего дошкольного возраста.
Тип исследования – опыты, проведенные в онлайн режиме.
Цель - способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, познавательной активности.
Задачи :
1) Стимулировать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.
2) Делать простейшие выводы.
3) Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Публикация «Цикл познавательно-исследовательской деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
4) Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
5) Развивать личностные качества: целеустремлённость, настойчивость, решительность, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность в работе.
6) Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
7) Развить у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Действующие лица:
Ведущий воспитатель Татьяна Анатольевна, Знайка, Незнайка.
Оборудование и вещества:
Прозрачные емкости разного объема, вода, красители, пена для бритья, растительное масло, соль, салфетки, конфетки Skittles.
Встреча № 1.
Тема : Вещества, которые тяжелее воды - тонут в ней. А те, которые легче – остаются на поверхности воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Краски окрашивают воду.
Для опыта необходимо приготовить соль, краситель для воды, прозрачную емкость, воду, растительное масло.
Ход эксперимента:
Татьяна Анатольевна: Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой. Вы уже приготовили все необходимое для опытов. Давайте начинать.
Раздаются голоса. В кадр входят Знайка и Незнайка, о чем-то споря. В руках у Незнайки прозрачная емкость с водой.
Татьяна Анатольевна: Здравствуйте, Знайка и Незнайка. О чем у вас спор?
Герои здороваются.
Незнайка: Я говорю, что все, что опускают в воду – тонет.
Знайка: А я объясняю, что не все.
Незнайка: Ну вот – бусинка утонула. Гвоздик – тоже. (Опускает предметы в воду).
Татьяна Анатольевна: Друзья – не надо спорить. Да и ребята на нас смотрят. Давайте проведем опыты и все узнаем. А дети вместе с взрослыми будут все делать вместе с нами.
Незнайка, наливай в банку воду. Знайка, размешай в воде пищевой краситель.
Незнайка: Ого, вода стала синяя.
Татьяна Анатольевна: Можно сделать первый вывод.
Знайка: Некоторые вещества растворяются в воде, окрашивая ее.
Татьяна Анатольевна: Молодец, Знайка. Незнайка, налей масло в воду.
Незнайка: (озадачено) А масло почему-то не тонет.
Знайка: Масло легче воды, поэтому и не тонет.
Татьяна Анатольевна: Ну вот мы узнали еще одно свойство воды. Незнайка, насыпай соль в банку.
Незнайка:(восхищенно) Ух – ты!.Вот это да!
Знайка: Вот видишь, Незнайка, соль тяжелее воды, поэтому она опустила масло на дно банки.
Незнайка: Ой, смотрите, пузырьки масла поднимаются вверх!
Татьяна Анатольевна: Соль растворяется в воде и освобождает масло. А так, как оно легче воды – то поднимается на ее поверхность.
Ребята, сегодня мы с вами выявили 2 свойства воды. друзья, повторите, какие.
Незнайка: Некоторые вещества растворяются в воде, а красители ее окрашивают.
Знайка: Вещества, которые тяжелее воды, в ней тонут. А те, которые легче воды, не тонут.
Татьяна Анатольевна: Правильно. А вам, ребята, домашнее задание: поэкспериментируйте с разными предметами и веществами и сделайте выводы. Пусть взрослые снимут видео ваших опытов и пришлют нам.
А для следующей встречи нам понадобится прозрачная банка, пена для бритья, красители, небольшие прозрачные емкости для разведения красителей, вода. А сейчас возьмите небольшую прозрачную емкость и налейте воду до середины. Сделайте метку маркером по уровню воды и поставьте в морозилку.
(Знайка с Незнайкой тоже наливают и маркируют воду.)
Мы с вами прощаемся. До новых встреч.
Встреча № 2.
Тема : Вещества, которые тяжелее воды - тонут в ней. А те, которые легче – остаются на поверхности воды (цветной дожь). Вода при замерзании увеличивается в объеме, но лед легче воды.
Для опыта необходимо приготовить прозрачную емкость, пену для бритья, красители, небольшие прозрачные емкости для разведения красителей, воду, емкость с замороженной водой.
Ход эксперимента:
Татьяна Анатольевна: Здравствуйте, ребята и взрослые. (герои здороваются) Сегодня мы с вами продолжим экспериментировать с водой. Наши друзья принесли емкость с замороженной водой.
Незнайка: Смотрите, лед вылез за нашу линию!
Знайка: Все правильно – вода при замерзании увеличивается в объеме.
Татьяна Анатольевна: Молодец, Знайка. Ребята, посмотрите на свои емкости с замерзшей водой. Лед выше линии воды, значит вода при замерзании увеличивается в объеме.
Незнайка: Значит лед тяжелее воды и он утонет.
Татьяна Анатольевна: Давайте проверим. Наливайте в банку воду и опускайте лед.
Незнайка: Странно. Лед не тонет.
Знайка: Значит вода при замерзании увеличивается в объеме, но лед легче воды.
Татьяна Анатольевна: Да, правильно. Вот мы узнали еще о двух свойствах воды. А сейчас я предлагаю подтвердить выводы, полученные на предыдущей встрече. Убираем лед. Знайка, Незнайка – разведите краситель в воде. Выпускаем пену в банку с водой.
Незнайка: А я уже знаю – раз пена не тонет в воде, значит она легче воды.
Татьяна Анатольевна: Молодец, Незнайка. А теперь пипетками нальем цветную воду на пену. Смотрите, цветные струйки постепенно проходят через пену и смешиваются с водой.
Незнайка: Потому что вода тяжелее пены, поэтому цветные струйки и проходят через легкую пену.
Знайка: А краситель смешивается с водой, поэтому цветные струйки смешиваются с водой.
Татьяна Анатольевна: Какие молодцы, все помните. Ребята, мы с вами сейчас сделали небольшую модель дождя. Так и в природе. Вода испаряется с поверхности Земли. Пары поднимаются высоко вверх. Там охлаждаются и собираются в облака. Когда капелек становиться много, облака становятся тучами и идет дождь. Итак, давайте подведем итоги.
Незнайка: Вещества, которые тяжелее воды, в ней тонут. А те, которые легче воды, не тонут.
Знайка: Некоторые вещества растворяются в воде, а красители ее окрашивают.
Татьяна Анатольевна: Вода при замерзании увеличивается в объеме, но лед легче воды.
Молодцы, вот сколько мы уже узнали о свойствах воды. Домашнее задание: смешайте с водой разные красители и устройте космический дождь в банке.
К нашей следующей встрече необходимо приготовить пять одинаковых, небольших прозрачных емкостей. Красители 3 цветов. Салфетки или полотенца бумажные. Блюдце и пакетик Skittles. До новых встреч. (Герои прощаются)
Встреча № 3.
Тема : Твердые тела впитывают воду.
Для опыта необходимо приготовить пять одинаковых, небольших прозрачных емкостей. Красители 3 цветов. Салфетки или полотенца бумажные. Блюдце и пакетик Skittles.
Ход эксперимента:
Татьяна Анатольевна: Здравствуйте, ребята и взрослые. (герои здороваются) Сегодня мы с вами продолжим экспериментировать с водой. Возьмем 3 стаканчика нальем в них воду и разведем красители. Выставим стаканчики в ряд. Один с краской, потом пустой. Опять с краской. Пустой и следующий, с краской. (Герои выполняют все действия). Из салфеток скручиваем полоски и опускаем концы в разные стаканы.
Незнайка: Ого, салфетки начинают окрашиваться!
Знайка: Да, вода впитывается в салфетки.
Татьяна Анатольевна: Пусть стаканчики еще постоят. А мы проведем еще один опыт по окрашиванию воды. Возьмите блюдце. По краю аккуратно разложите конфетки. И в середину блюдца осторожно налейте воду так, чтобы она доходила до конфет. (Герои выполняют все действия). А сейчас давайте посмотрим на стаканчики.
Незнайка: Вот это да! Вода по салфеткам перебирается в пустые стаканы.
Татьяна Анатольевна: Мы с вами узнали еще об одном свойстве воды.
Знайка: Смотрите, какая красивая радуга получается в блюдце. Это краситель из конфеток растворяется в воде.
Татьяна Анатольевна: Друзья, давайте повторим, о каких свойствах воды мы узнали.
Незнайка: Некоторые вещества растворяются в воде, а красители ее окрашивают.
Знайка: Вещества, которые тяжелее воды, в ней тонут. А те, которые легче воды, не тонут,
плавают на поверхности.
Незнайка: Вода при замерзании увеличивается в объеме, но лед легче воды.
Знайка: Вода впитывается в предметы.
Татьяна Анатольевна: Молодцы. Ребята, а для вас домашнее задание. Возьмите листочки пекинской капусты, цветок и поставьте в окрашенную красителем воду. Сделайте выводы. А взрослые сниму видео и пришлют нам.
До свидания, до новых встреч. (Герои прощаются).