Эльвира Зухович
Цикл наблюдений за деревьями для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Наблюдение за тополем.
Цель: закрепить умение отличать тополь от других деревьев, показать, что в почках зачатки зелёных листочков.
-Догадайтесь, о каком дереве я рассказываю. Есть крона, ствол, почки.
- Почему вы не смогли точно назвать дерево?
- Ствол стройный, кора жёлто-серая с трещинками, ветки толстые, разной длины, широкая крона.
- Верно, то тополь.
-Вчера был сильный мороз. Не погибли ли растения, деревья?
Публикация «Цикл наблюдений за деревьями для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
-Сейчас мы проверим. (Срезает ветку тополя) Потрогайте почки, понюхайте. Почки клейкие и душистые. Посмотрите, какое чудо! Мы с вами видим зачатки зелёных листочков.
- Тополь – очень полезное дерево. Летом его листья впитывают в себя пыль, очищают воздух от дыма.
- ту веточку мы занесём в группу и поставим в воду и будем наблюдать, что же с ней произойдёт. (С того дня дети наблюдают за распусканием листьев, делают рисунки в дневнике наблюдений)
2. Наблюдение за берёзой, тополем.
Цель: учить детей отличать берёзу от тополя.
Педагог показывает картинку с изображением берёзы.
-Назовите и покажите на участке то дерево.
Показывает на картинке тополь.
-А теперь назовите и покажите то дерево. Чем отличаются их стволы?
-Верно, у берёзы ствол тонкий, а у тополя толстый. Расскажите про кору берёзы (белая, с чёрными пятнами)
-Какого цвета кора тополя? (Подходят к тополю, рассматривают, трогают)
-Кора тополя толстая, жёлто-серая с трещинками.
-Какие веточки у берёзы? (Тонкие, свисают вниз)
-Посмотрите на ветки тополя. Расскажите про них.
-Верно, ветки тополя толстые, разной длины, тянутся вверх.
Воспитатель показывает ветку берёзы и тополя.
-Чем отличаются почки этих деревьев? (У берёзы маленькие, у тополя крупные, клейкие)
Вечером воспитатель предлагает нарисовать тополь и берёзу.
3. Наблюдение за деревьями.
Цель: учить отличать хвойные деревья от лиственных.
Загадка: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
(Дети объясняют каждую строчку загадки)
Загадка: «Зимой и летом одним цветом»
-Как вы догадались? Как одним словом называются такие деревья?
-Что такое хвоя?
-Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают? (лиственные)
Предлагает поиграть: «Когда я назову хвойное дерево, вы будете стоять, а когда назову лиственное - приседать»
- Сосна, тополь, ель, берёза, пихта, липа, лиственница, осина.
4. Наблюдение за сосной.
Цель: учить отличать от ели, описывать внешний вид, строение сосны, шишки.
-Какое дерево может рассказать о себе:»У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветки – только на макушке»
-Посмотрите, как много сосен кругом! Какие они красивые, высокие!
-Какого цвета кора? Потрогайте её. Что можно о ней сказать? (Шершавая, отслаивается тонкими пластинками)
-Как расположены ветки сосны? Где они растут? (Вверху)
-Верно, ветви расположены наверху и растут вверх. Какого цвета хвоя? (Тёмно-зелёная)
-Соберите шишки. Какой они формы? Какого цвета? (Серо-коричневые)
-Оторвите чешуйку. Посмотрите, это семена. Из такого маленького семечка вырастает большое дерево.
-Чем похожи ель и сосна? (Вечнозелёные, хвойные)
5. Наблюдение за елью.
Цель: формировать знания детей о строение ели, внешнем виде шишек.
- О каком дереве идёт речь?
Её всегда в лесу найдёшь-
Пойдём гулять и встретим
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем.
-Расскажите о стволе ёлочки (Ствол прямой, кора красновато-бурая)
- Какую форму напоминает крона? (Конус)
- Как расположены ветки?
- Правильно,ветки с густой хвоей начинаются у самой земли и растут по всему стволу от верхушки до земли.
- Под такими ветками прячутся зайцы в лесу, и медведи любят спать в берлогах, в густых еловых лесах.
-Рассмотрите эту шишку. Она узкая и длинная, это шишки ели.
Проводится игра «Раз, два, три к дереву беги!»
После этих наблюдений целесообразно провести занятие по рассматриванию веток ели и сосны. Можно использовать книгу Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой» Стр. 132.
6. Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Цель: учить детей отличать деревья от кустарников.
-Это дерево (показать, а вот кустарник.
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
- Да, у всех кустарников много тонких стволов, а у деревьев всегда один толстый ствол.
Игра «Кто скорее добежит до кустарника (дерева)
В группе прочитать сказку Павловой Н. М. «Зимняя пирушка».
7. Наблюдение за берёзой.
Цель: закрепить азы экологических знаний в процессе сравнения 2-3 признаков.
- Вспомните названия деревьев на нашем участке. Какие берёзы тут растут?
-Какая у них кора? (Рассматриваем берёзу старую, молодую)
- Чем отличаются старые берёзы от молодых? (Корой)
- Верно, старые берёзы большие, стволы толстые, кора тёмная, шершавая.
-Из ствола берёзы делают прочную мебель, лыжи. Из бересты – туеса, шкатулки, корзинки. Из почек- лекарство.
- Для чего нужна кора? (Защита от холода, дождя, ветра)
- Больше всего жару в печи бывает от берёзовых дров.
8. Наблюдение за рябиной.
Цель: способствовать умению отличать рябину от других деревьев, рассказать о том, что после мороза ягоды рябины становятся сладкими.
- О какой ягоде загадка: «В сенокос горька, а в мороз сладка?»
-Ягоды рябины очень горькие даже тогда, когда они созрели, но как только ударит первый мороз, они становятся очень вкусными, сладкими.
- Каких птиц вы часто здесь видите?
-Рябина спасает от голода многих птиц.
-Как красивы красные гроздья рябины среди покрытых снегом деревьев! В народе говорят: «Много ягод – жди суровой зимы!»