Надежда Николаева
Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста посредством организации наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых. Эмоциональная реакция взрослого, на достижение результата, формирует эмоционально-положительное отношение к труду и ребенка. Посмотрите, как стало чисто на нашем дворе – это дворник убрал мусор и подмёл листву. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью. Сейчас я полью цветы и они будут всегда украшать нашу группу.
Публикация «Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста посредством организации наблюдений» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Задачи развития трудовой деятельности раннего возраста :
1. Воспитывать у ребенка интерес к трудовым действиям взрослых через наблюдение. Развивать его любознательность.
2. Развивать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать.
Цель всей системы трудового воспитания :
Нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду и формирование трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать так, как делает взрослый: почистить снег, полить цветы, собрать урожай и т. д. Никогда не стоит отказывать ребёнку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослых делает их привлекательным для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребёнок прилагает усилия и добивается какого-то результата.
С детьми младшего возраста работу организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее - в ходе экскурсий за пределы детского сада.
Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой в часы прогулок. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок.
Воспитатели в летнее время на прогулках организуют наблюдение за работой на огороде. Затем наблюдение за ростом посаженных растений, объясняя детям, что для того, чтобы растения лучше растли, их поливают, пропалывают. Осенью дети, наблюдая, как воспитатель собирает урожай, уже пытается оказать посильную помощь.
Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело, - говорит воспитатель. Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой для снега). Детям можно предложить сгребать лопатками снег в кучки, чтобы потом сделать горку для кукол или снежную постройку.
Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Как повар режет овощи, чистит картофель.
Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий. Малышам интересно, как шофер водит машину, машинист поезд.
Детям показывают картинку «Поезд». Воспитатель спрашивает, знают ли они, что это. Некоторые дети правильно называют: «Это поезд». Воспитатель уточняет представления детей о поезде : «Поезд состоит из вагонов, в них находятся люди. Ведет поезд машинист, он в первом, головном вагоне». Воспитатель показывает картинку с изображением поезда, продолжая беседу, говорит: «Перед отправлением машинист дает сигнал. Как он сигналит? (Дети воспроизводят звуки.) Поезд поехал, и колеса застучали: «Тук-тук-тук».
О поезде можно спеть песенку, прочитать стихи. В конце занятия воспитатель предлагает игру) в поезд, советует построить поезд из стульчиков. Пассажиры заполняют вагоны. Вначале роль машиниста исполняет воспитатель, я затем кто-либо из детей. Машинист дает сигнал после того, как все пассажиры заняли свои места.
Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.
Список использованной литературы
1. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс. 2006
2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / сост. Е. С. Демина. – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. – М. : Мозаика-Синтез, 2005
4. От рождения до школы. Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г.