Ольга Бердова
Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1
«Солнце ранней весной».
Цель: Обсудить с детьми смысл поговорки о том, что зимой солнце светит, но не греет. Предложить ребятам найти на участке доказательства того, что весеннее солнышко и светит, и греет (на открытых солнечных местах снег растаял, нагрелись предметы, появились первые насекомые и т. д.)
Загадка:
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Публикация «Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Художественное слово:
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
С. Маршак
Карточка № 2
«За птицами ранней весной»
Цель: Обратить внимание детей на оживленное поведение зимующих птиц (весело чирикают воробьи, слышится первая звонкая песня большой синицы, предложить сформулировать предположения о том, чему радуются птицы, чего ждут.
Народные приметы:
«Вороны купаются ранней весной – к теплу».
«Если голуби разворковались – будет тепло».
«Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит».
Художественное слово:
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Я и солнышко.
Сам встаю я по утрам.
В детский сад хожу я сам.
Утром Солнышко встает,
В детский сад со мной идет.
А вечернею порой
Вместе с Солнышком домой
Возвращаемся вдвоем
И друг друга узнаем.
Алимзар Ализаде.
Карточка № 3
«Изменение продолжительности дня»
Цель: Обратить внимание детей на то, что вечерних прогулках светло, рассказать о том, что весной день длиннее, чем зимой, что длина дня будет увеличиваться до середины лета.
Народная примета:
«В марте день с ночью меряется, равняется».
Художественное слово:
Солнцеворот.
Что ни сутки – по минутке
День длинней – короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняют зиму прочь!
В. Берестов
Я и солнышко.
Сам встаю я по утрам.
В детский сад хожу я сам.
Утром Солнышко встает,
В детский сад со мной идет.
А вечернею порой
Вместе с Солнышком домой
Возвращаемся вдвоем
И друг друга узнаем.
Алимзар Ализаде.
Карточка № 4
«Высота снежного покрова»
Цель: Предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту оставшегося снежного покрова, найти первые проталины. Помочь составить коллективный рассказ «Идет весна, тает снег».
Загадка:
Легло одеяло, мягкое, белое,
Солнце напекло – одеяло утекло.
(Снег)
Народные приметы:
«Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего хорошего не сулит. Поздняя весна не обманет».
«Если весной дружно тает лед и снег, дружно бежит вода – к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано».
«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».
Художественное слово:
Весенняя песенка.
Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
С. Маршак
Карточка № 5
«Направление ветра»
Цель: Предложить детям разделиться на группы и определить направление и силу ветра различными способами (по движению облаков, качанию деревьев, с помощью флажков, вертушек). Организовать обмен мнениями, выслушать рассказ о ходе и результатах работы.
Загадка:
«Как подует он порой,
Что замерзнешь как зимой.
(Ветер)
Народная примета:
«Первый гром при северном ветре – холодная весна; при восточном – сухая и теплая; при южном – ждать теплого лета; при западном – мокрая, но перейдет в жаркое лето».
Карточка № 6
«За животными»
Цель: Обсудить с детьми, каких животных можно увидеть на участке детского сада, к каким группам их можно отнести (птицы, звери, как правильно организовать наблюдение.
Карточка № 7
«За проталинами вокруг деревьев»
Цель: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Рассказать, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух.
Народная примета:
«Снег скоро тает – к мокрому лету».
Художественное слово:
Весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова
Карточка № 8
«Одежда прохожих»
Цель: Обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.
Карточка № 9
«Первый дождь»
Цель: Предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «Первый весенний дождь».
Народные пословицы:
«Весенний дождь лишним не бывает»
«Весна да осень – на дню погод восемь»
Художественное слово:
Дождь.
Хлещет, хлещет дождь колючий,
А когда устанет лить –
Во дворе повесим тучи
На веревочке сушить.
И. Брукнер.
Озорник.
Полосатый, босоногий,
Шлепал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай
Был привязан к маме-туче.
Карточка № 10
«За сосульками и капелью»
Цель: Предложить детям рассказать, как «растут» сосульки, понаблюдать, как они тают. Пояснить, почему в теплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.
Загадка:
Висит она вниз головою,
Не летом растет, а весною.
Лишь солнышко припечет,
Растает она и умрет.
(Сосулька)
Художественное слово:
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
И. Демьянов
Карточка № 11
«Тополь в марте»
Цель: Предложить детям найти тополь, рассмотреть ветви, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях, которые стоят в группе. Подвести детей к выводу о значении тепла для роста и развития растений.
Карточка № 12
«За погодой»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, назвать изменения, связанные с приходом весны. Дополнить ответы детей, показать взаимосвязь между отдельными явлениями, пояснить, почему весной погода часто меняется.
Народные приметы:
«Весна да осень – на дню погод восемь».
«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».
«Если весна холодная – осень будет теплая, поэтому и поговорка:
«Сеешь в шубе, жнешь в рубахе».
Карточка № 13
«Вечернее небо»
Цель: Предложить детям рассмотреть небо, описать его, продолжая фразы воспитателя. Например, осенью небо низкое, а весной … ; осенью небо серое, а весной …; и т. д. Обратить внимание детей на то, что на небе стали часто появляться кучевые облака.
Карточка № 14
«За почками на иве»
Цель: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты серебристым пухом, предложить ребятам догадаться, зачем иве такие «шубы».
Загадка:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня (весна)
Художественное слово:
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
Карточка № 15
«Появление травы»
Цель: Рассказать детям о том, что уже можно наблюдать первые всходы зелени, предложить найти на участке свежую поросль травы. Помочь детям сделать вывод по результатам обследования участка о том, где появляются первые всходы.
Загадка:
Весною зеленеет,
Осенью желтеет.
(Трава)
Художественное слово:
Я по травке на лугу
В белых тапочках бегу.
А трава хорошая!
Ну-ка, тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется –
Мне смеяться хочется!
О. Бедарев
Карточка № 16
«За насекомыми»
Цель: Предложить детям рассказать, кто уже видел этой весной насекомых, вспомнить, где они прятались зимой, предположить, что им нужно, чтобы проснуться. Рассказать об особенностях жизни насекомых ранней весной. Народная примета:
«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».
Карточка № 17
«За работой взрослых на клумбе и в огороде»
Цель: Предложить детям понаблюдать за работой садовника. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.
Художественное слово:
Я давно весну ждала, Я возьму свою лопатку,
У меня свои дела: Я пойду вскопаю грядку.
Мне участок в огороде Мягкой грядка быть должна -
Нынче мама отвела. Это любят семена.
В. Глущенко
Бабушка и дедушка толк в земле понимают,
«Матушкой», «кормилицей» ее ласково называют,
Навозом коровьим грядки удобряют,
Лучшие сорта для выращивания выбирают,
Все вовремя сеют и сажают,
Сорняки с корнем вырывают,
Огород свой рыхлят, поливают,
Растения на грядках подкармливают,
Настои от вредителей знают,
Никакой химии не применяют,
Зря в огороде не топчутся,
Берегут почву, ее плодородие.
Карточка № 18
«Появление первоцветов»
Цель: Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, обратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом – листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.
Художественное слово:
Подснежник.
На лесной полянке
Море из цветов.
Расцвели подснежники
После зимних снов.
Рядом с перелескою
Сонник, горицвет.
Стародумка, ростики –
Красочный букет.
На лесной полянке
Море из цветов!
Украшают землю
После зимних снов.
Л. Герасимова
Карточка № 19
«Весенний ветер»
Цель: Предложить детям определить силу ветра, рассказать, каким способом вили наблюдение, какой получили результат. Обсудить с ребятами, какие качества ветра изменились.
Загадка:
Без метлы землю подметает.
(Ветер)
Художественное слово:
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Г. Лагздынь
Ветерок.
Был малюткой ветерок,
Да подрос за вечерок,
Стал задира и буян –
Настоящий ураган!
В. Лисичкин
Карточка № 20
«За перелетными птицами»
Цель: Уточнить представления детей о перелетных птицах, предложить детям рассказать, какие птицы весной возвращаются из теплых краев, что они делают, вернувшись. Обобщить и дополнить ответы детей.
Народные приметы:
«Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Ранние ласточки – примета счастливого года»
«Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, значит, предстоит холодное лето. Если же вьют они жилища свои на теневой стороне, значит, лето предстоит жаркое».
«Ранний прилет журавлей – ранняя весна»
«Грач на горе – весна на дворе»
«Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна»
Художественное слово:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
И. Никитин.
Карточка № 21
«За ручьями»
Цель: Предложить детям рассказать, как появляются ручьи, чем они похожи на реки, чем отличаются. Предложить ребятам догадаться, почему ручьи бегут в строго определенном направлении.
Пословицы:
«В марте курочка под порожком воды напьется».
«Март с водой, апрель с травой».
Художественное слово:
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Б. Асаналиса.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
А. Плещеев.
Карточка № 22
«Весенний дождь»
Цель: Отметить характерные особенности этого явления весной, обратить внимание на то, как быстро высыхают лужи после дождя. Помочь составить коллективный рассказ «Весенний дождь».
Загадка:
Над тобой и надо мной пролетел мешок с водой,
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.
(Туча, дождь)
Художественное слово:
Весенний дождь.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло.
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. А. Фет.
Карточка № 23
«За скворцами»
Цель: Предложить детям вспомнить и рассказать правила наблюдения за птицами, пояснить, почему очень важно соблюдать эти правила в период гнездования. Организовать наблюдение за жизнью скворцов, рассказать о том, как птицы готовятся к появлению потомства, о «сотрудничестве» людей и скворцов (люди строят для птиц дома, а птицы, собирая для кормления своих птенцов тысячи насекомых, спасают сады и парки от вредителей).
Загадка:
Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.
(Скворечник) Художественное слово:
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том,
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку.
Е. Тараховская
Карточка № 24
«Набухание почек на деревьях»
Цель: Предложить детям рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, рассказать, как они изменились. Рассказать ребятам о том, что листья различных деревьев появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Предложить детям отмечать на «Календаре весенних наблюдений» последовательность появления листьев у различных деревьев.
Карточка № 25
«Цвет неба»
Цель: Предложить детям определить цвет неба, попросить объяснить, почему он именно такой. Помочь сделать вывод о взаимосвязи погоды и цвета неба.
Карточка № 26
«Растения в апреле»
Цель: Предложить детям рассмотреть участок, определить изменения, произошедшие с начала весны, рассказать о появлении и росте травы. Предложить детям найти знакомое им растение мать-и-мачеху, рассмотреть ее листья, рассказать о происхождении названия.
Карточка № 27
«За дождевыми червями»
Цель: Предложить детям рассмотреть червя, рассказать о строении его тела, особенностях его жизни. Рассказать какова роль червей в природе, какую пользу они приносят.
Загадка:
Без рук, без ног,
На брюхе ползет.
(Червяк)
Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет.
Когда ползет,
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(Дождевой червяк)
Карточка № 28
«Изменение температуры воздуха»
Цель: Предложить детям подтвердить или оспорить высказывание о том, что на улице стало теплее, чем в марте. Обсудить, как можно проверить правильность того или иного высказывания (измерить температуру воздуха при помощи термометра, потрогать предметы, расположенные на солнце, помочь детям сделать выводы.
Карточка № 29
«Состояние почвы»
Цель: Предложить детям рассмотреть поверхность земли на участке детского сада, обратить внимание на ее неоднородность, учить различать и называть состав почвы (каменистая, глинистая, песчаная, чернозем).
Загадки:
На черном покрывале
Зеленый узор.
(Земля и трава)
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего.
(Песок)
Художественное слово:
На земле растут деревья,
И цветы, и огурцы.
В общем, овощи и фрукты,
Чтоб довольны были мы.
В. Орлов
Карточка № 30
«За пауком»
Цель: Предложить детям рассмотреть паука, рассказать о строении его тела. Обратить их внимание на особенности внешнего вида паука, предложить найти черты сходства и признаки отличия пауков и представителей насекомых (жуков).
Загадка:
В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)
Художественное слово:
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит –
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит…
Е. Стюарт.
Карточка № 31
«Береза в апреле»
Цель: Предложить детям рассмотреть банку, прикрепленную ранее к березе, выяснить, сколько набралось сока. Рассказать о передвижении по стволу растений питательных веществ и воды, о полезных свойствах березового сока.
Загадка:
Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза.
(Береза)
Художественное слово:
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая…
(Русская народная песня)
Карточка № 32
«Появление тюльпанов»
Цель: Познакомить детей с цветком, предложить описать его. Рассказать детям о том, как и для чего выращивают декоративные растения. Активизировать в речи детей понятия, связанные со строением цветковых растений.
Загадка:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
Художественное слово:
Расцвели тюльпанчики – Я бы подарила ей
Желтые стаканчики, Нежные тюльпаны.
Желтые и красные, Бархатные, разные,
Лепестки атласные. Самые прекрасные,
Вот бы день рождения С капелькой искристою,
Был весной у мамы, Будто серебристою.
Г. Чехута
Карточка № 33
«За муравьями»
Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых (голова, брюшко, шесть ног, антенны). Обратить внимание детей на то, что в солнечную погоду мы можем увидеть множество насекомых (мухи, муравьи, жуки, в пасмурную погоду жизнь многих насекомых замирает.
Загадка:
В лесу у пня
Суетня и беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий (муравей).
Художественное слово:
Погляди на молодцов: Под тяжелой ношей,
Веселы и бойки, И спешит на помощь друг,
Волокут со всех сторон Тут народ хороший!
Материал для стройки. Без работы хоть убей,
Вот один споткнулся вдруг Жить не может муравей.
Карточка № 34
«За прохожими»
Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, рассказать, как изменилась их верхняя одежда с момента последнего наблюдения. Обсудить. Почему весной приходится иногда надевать резиновые сапоги, брать с собой зонт.
Карточка № 35
«За ласточками»
Цель: Предложить детям рассказать, какие птицы уже прилетели к нам (грачи, скворцы, по результатам наблюдений ответить на вопросы об их жизни весной. Предложить детям рассмотреть гнезда под крышей здания детского сада, предположить, чьи эти гнезда. Рассказать о ласточках, восстановлению прошлогодних гнезд.
Загадки:
Кто приклеил майским днем Я проворна, легкокрыла,
Рукавичку под окном, Хвост раздвоен, словно вилы.
Поселил в нее жильцов – Если я летаю низко,
Непоседливых птенцов? Значит, дождик где-то близко.
(Ласточка) (Ласточка)
Художественное слово:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
Карточка № 36
«За бабочками»
Цель: Предложить детям рассмотреть бабочек, рассказать о результатах наблюдения. Познакомить с особенностями строения бабочки, пояснить, почему нельзя брать их в руки.
Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Художественное слово:
Мама, мама, посмотри,
Бабочка какая,
У нее большие глазки,
Крылья желтые, как в сказке!
У нее полосочки
И на крыльях точечки…
Р. Эйдельман
Карточка № 37
«За домашними животными»
Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными, рассказать по результатам наблюдения, как меняется их поведение с наступлением теплых дней. Познакомить ребят с особенностями жизни животных весной.
Загадки:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)
Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос.
Кто же это?
Рыжий (пес).
Карточка № 38
«За пчелами»
Цель: Предложить детям понаблюдать за пчелами; рассмотреть на рисунках строение и внешний вид пчелы, найти общие для всех насекомых черты и выделить особенности пчел. Предложить детям пожужжать как пчелки, догадаться, как насекомые издают подобные звуки. Рассказать о том, какую пользу пчелы приносят людям.
Загадка:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.
(Пчела)
Карточка № 39
«Нарциссы в цветнике»
Цель: Учить детей отличать нарциссы от других растений, предложить осторожно обследовать цветы, охарактеризовать их цвет, форму лепестков, аромат. Рассказать о многообразии растений данного вида.
Художественное слово:
Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые нарциссы.
Карточка № 40
«Дождь и гроза»
Цель: Учить детей по результатам наблюдения составлять описание состояния и динамического изменения погоды; использовать в речи название знакомых явлений природы и их характеристики. Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы. Учить применять эти правила.
Народные приметы:
«Первый весенний гром – к наступлению тепла».
«Лес притих – перед грозой».
«Больше гроз – больше грибов».
Художественное слово:
Весенний дождь.
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок –
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.
Н. Полякова
Карточка № 41
«Появление листьев на деревьях»
Цель: Предложить детям найти деревья и кустарники, у которых уже появились листья, и рассказать, по результатам предыдущих наблюдений, как развивались почки, какие функции выполняют листья деревьев.
Художественное слово:
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
Карточка № 42
«Деревья в мае»
Цель: Предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений (на осине, клене и других деревьях сначала появляются цветы, а потом листья; липа, рябина сначала зеленеют, а потом цветут; береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно).
Народная примета:
«Поздний расцвет рябины – к долгой осени».
Карточка № 43
«Сравнительное наблюдение за птицами»
Цель: Предложить детям рассмотреть самку и самца воробья, выяснить, чем они похожи, чем различаются. Пояснить ребятам, почему самки многих птиц имеют неброскую окраску (это важно для птиц, сидящих на гнезде).
Художественное слово:
Воробей.
В серой латаной жилетке
Воробей сидит на ветке,
На ветле качается.
Холода кончаются.
Тает бурый снег на крыше,
Ну а солнышко – все выше.
Зимний холод пережив,
Воробей кричит: «Я жив!»
Е. Авдиенко
Карточка № 44
«Солнце в мае»
Цель: Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени. Помочь сделать вывод о связи изменения положения солнца с тем, что стало очень тепло.
Загадка:
В небе желтый цветок
Круглый год не вянет,
И любой лепесток
До земли достанет.
(Солнце)
Художественное слово:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков
Карточка № 45
«За лягушкой»
Цель: Предложить детям рассмотреть лягушку, охарактеризовать ее внешний вид, особенности перемещения (по земле лягушки передвигаются прыжками, а в воде - плавают). Рассказать детям о лягушках.
Народная примета:
«До первого грома лягушки не квакают»
Загадка:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
Художественное слово:
Лягушка – попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка –
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.
К. Россетти
Карточка № 46
«Одуванчики в мае»
Цель: Продолжать знакомить детей с первыми весенними цветами, предложить рассмотреть одуванчик, выделить основные части растения (стебель, листья, цветок, описать их. Обратить внимание ребят на то, поздно вечером и перед дождем цветки одуванчика закрываются.
Народные приметы:
«Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким»
«Одуванчик сжимает свой шар – признак скорого дождя»
Загадка:
Отцвел желтенький цветок,
Остался беленький пушок.
(Одуванчик)
Художественное слово:
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет.
О. Высотская.
Карточка № 47
«За комарами»
Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания комаров.
Народная примета:
«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».
Загадка:
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
Карточка № 48
«За майскими жуками»
Цель: Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо – личинка – взрослое насекомое); о роли, которую они играют в природе.
Народная примета:
«Много майских жуков – к засухе»
Загадка:
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
Художественное слово:
Песенка жука.
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому, что я жужжу.
А. Береснев