МААМ-картинки

Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста.

Ольга Бердова
Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Карточка № 1

«Солнце ранней весной».

Цель: Обсудить с детьми смысл поговорки о том, что зимой солнце светит, но не греет. Предложить ребятам найти на участке доказательства того, что весеннее солнышко и светит, и греет (на открытых солнечных местах снег растаял, нагрелись предметы, появились первые насекомые и т. д.)

Загадка:

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

Публикация «Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Художественное слово:

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С. Маршак

Карточка № 2

«За птицами ранней весной»

Цель: Обратить внимание детей на оживленное поведение зимующих птиц (весело чирикают воробьи, слышится первая звонкая песня большой синицы, предложить сформулировать предположения о том, чему радуются птицы, чего ждут.

Народные приметы:

«Вороны купаются ранней весной – к теплу».

«Если голуби разворковались – будет тепло».

«Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит».

Художественное слово:

Звонко тенькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

Я и солнышко.

Сам встаю я по утрам.

В детский сад хожу я сам.

Утром Солнышко встает,

В детский сад со мной идет.

А вечернею порой

Вместе с Солнышком домой

Возвращаемся вдвоем

И друг друга узнаем.

Алимзар Ализаде.

Карточка № 3

«Изменение продолжительности дня»

Цель: Обратить внимание детей на то, что вечерних прогулках светло, рассказать о том, что весной день длиннее, чем зимой, что длина дня будет увеличиваться до середины лета.

Народная примета:

«В марте день с ночью меряется, равняется».

Художественное слово:

Солнцеворот.

Что ни сутки – по минутке

День длинней – короче ночь.

Потихоньку, полегоньку

Прогоняют зиму прочь!

В. Берестов

Я и солнышко.

Сам встаю я по утрам.

В детский сад хожу я сам.

Утром Солнышко встает,

В детский сад со мной идет.

А вечернею порой

Вместе с Солнышком домой

Возвращаемся вдвоем

И друг друга узнаем.

Алимзар Ализаде.

Карточка № 4

«Высота снежного покрова»

Цель: Предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту оставшегося снежного покрова, найти первые проталины. Помочь составить коллективный рассказ «Идет весна, тает снег».

Загадка:

Легло одеяло, мягкое, белое,

Солнце напекло – одеяло утекло.

(Снег)

Народные приметы:

«Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего хорошего не сулит. Поздняя весна не обманет».

«Если весной дружно тает лед и снег, дружно бежит вода – к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано».

«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».

Художественное слово:

Весенняя песенка.

Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,

И на вербах серебром светятся сережки.

С. Маршак

Карточка № 5

«Направление ветра»

Цель: Предложить детям разделиться на группы и определить направление и силу ветра различными способами (по движению облаков, качанию деревьев, с помощью флажков, вертушек). Организовать обмен мнениями, выслушать рассказ о ходе и результатах работы.

Загадка:

«Как подует он порой,

Что замерзнешь как зимой.

(Ветер)

Народная примета:

«Первый гром при северном ветре – холодная весна; при восточном – сухая и теплая; при южном – ждать теплого лета; при западном – мокрая, но перейдет в жаркое лето».

Карточка № 6

«За животными»

Цель: Обсудить с детьми, каких животных можно увидеть на участке детского сада, к каким группам их можно отнести (птицы, звери, как правильно организовать наблюдение.

Карточка № 7

«За проталинами вокруг деревьев»

Цель: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Рассказать, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух.

Народная примета:

«Снег скоро тает – к мокрому лету».

Художественное слово:

Весна.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно очень теплые ноги у весны.

И. Токмакова

Карточка № 8

«Одежда прохожих»

Цель: Обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.

Карточка № 9

«Первый дождь»

Цель: Предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «Первый весенний дождь».

Народные пословицы:

«Весенний дождь лишним не бывает»

«Весна да осень – на дню погод восемь»

Художественное слово:

Дождь.

Хлещет, хлещет дождь колючий,

А когда устанет лить –

Во дворе повесим тучи

На веревочке сушить.

И. Брукнер.

Озорник.

Полосатый, босоногий,

Шлепал дождик по дороге.

Озорник на всякий случай

Был привязан к маме-туче.

Карточка № 10

«За сосульками и капелью»

Цель: Предложить детям рассказать, как «растут» сосульки, понаблюдать, как они тают. Пояснить, почему в теплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.

Загадка:

Висит она вниз головою,

Не летом растет, а весною.

Лишь солнышко припечет,

Растает она и умрет.

(Сосулька)

Художественное слово:

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – веселые льдинки.

И. Демьянов

Карточка № 11

«Тополь в марте»

Цель: Предложить детям найти тополь, рассмотреть ветви, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях, которые стоят в группе. Подвести детей к выводу о значении тепла для роста и развития растений.

Карточка № 12

«За погодой»

Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, назвать изменения, связанные с приходом весны. Дополнить ответы детей, показать взаимосвязь между отдельными явлениями, пояснить, почему весной погода часто меняется.

Народные приметы:

«Весна да осень – на дню погод восемь».

«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».

«Если весна холодная – осень будет теплая, поэтому и поговорка:

«Сеешь в шубе, жнешь в рубахе».

Карточка № 13

«Вечернее небо»

Цель: Предложить детям рассмотреть небо, описать его, продолжая фразы воспитателя. Например, осенью небо низкое, а весной … ; осенью небо серое, а весной …; и т. д. Обратить внимание детей на то, что на небе стали часто появляться кучевые облака.

Карточка № 14

«За почками на иве»

Цель: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты серебристым пухом, предложить ребятам догадаться, зачем иве такие «шубы».

Загадка:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня (весна)

Художественное слово:

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже – весна!

В. Данько

Карточка № 15

«Появление травы»

Цель: Рассказать детям о том, что уже можно наблюдать первые всходы зелени, предложить найти на участке свежую поросль травы. Помочь детям сделать вывод по результатам обследования участка о том, где появляются первые всходы.

Загадка:

Весною зеленеет,

Осенью желтеет.

(Трава)

Художественное слово:

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

О. Бедарев

Карточка № 16

«За насекомыми»

Цель: Предложить детям рассказать, кто уже видел этой весной насекомых, вспомнить, где они прятались зимой, предположить, что им нужно, чтобы проснуться. Рассказать об особенностях жизни насекомых ранней весной. Народная примета:

«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».

Карточка № 17

«За работой взрослых на клумбе и в огороде»

Цель: Предложить детям понаблюдать за работой садовника. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.

Художественное слово:

Я давно весну ждала, Я возьму свою лопатку,

У меня свои дела: Я пойду вскопаю грядку.

Мне участок в огороде Мягкой грядка быть должна -

Нынче мама отвела. Это любят семена.

В. Глущенко

Бабушка и дедушка толк в земле понимают,

«Матушкой», «кормилицей» ее ласково называют,

Навозом коровьим грядки удобряют,

Лучшие сорта для выращивания выбирают,

Все вовремя сеют и сажают,

Сорняки с корнем вырывают,

Огород свой рыхлят, поливают,

Растения на грядках подкармливают,

Настои от вредителей знают,

Никакой химии не применяют,

Зря в огороде не топчутся,

Берегут почву, ее плодородие.

Карточка № 18

«Появление первоцветов»

Цель: Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, обратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом – листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.

Художественное слово:

Подснежник.

На лесной полянке

Море из цветов.

Расцвели подснежники

После зимних снов.

Рядом с перелескою

Сонник, горицвет.

Стародумка, ростики –

Красочный букет.

На лесной полянке

Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов.

Л. Герасимова

Карточка № 19

«Весенний ветер»

Цель: Предложить детям определить силу ветра, рассказать, каким способом вили наблюдение, какой получили результат. Обсудить с ребятами, какие качества ветра изменились.

Загадка:

Без метлы землю подметает.

(Ветер)

Художественное слово:

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Г. Лагздынь

Ветерок.

Был малюткой ветерок,

Да подрос за вечерок,

Стал задира и буян –

Настоящий ураган!

В. Лисичкин

Карточка № 20

«За перелетными птицами»

Цель: Уточнить представления детей о перелетных птицах, предложить детям рассказать, какие птицы весной возвращаются из теплых краев, что они делают, вернувшись. Обобщить и дополнить ответы детей.

Народные приметы:

«Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Ранние ласточки – примета счастливого года»

«Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, значит, предстоит холодное лето. Если же вьют они жилища свои на теневой стороне, значит, лето предстоит жаркое».

«Ранний прилет журавлей – ранняя весна»

«Грач на горе – весна на дворе»

«Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна»

Художественное слово:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют – посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И. Никитин.

Карточка № 21

«За ручьями»

Цель: Предложить детям рассказать, как появляются ручьи, чем они похожи на реки, чем отличаются. Предложить ребятам догадаться, почему ручьи бегут в строго определенном направлении.

Пословицы:

«В марте курочка под порожком воды напьется».

«Март с водой, апрель с травой».

Художественное слово:

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Б. Асаналиса.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

А. Плещеев.

Карточка № 22

«Весенний дождь»

Цель: Отметить характерные особенности этого явления весной, обратить внимание на то, как быстро высыхают лужи после дождя. Помочь составить коллективный рассказ «Весенний дождь».

Загадка:

Над тобой и надо мной пролетел мешок с водой,

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

(Туча, дождь)

Художественное слово:

Весенний дождь.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло.

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

А. А. Фет.

Карточка № 23

«За скворцами»

Цель: Предложить детям вспомнить и рассказать правила наблюдения за птицами, пояснить, почему очень важно соблюдать эти правила в период гнездования. Организовать наблюдение за жизнью скворцов, рассказать о том, как птицы готовятся к появлению потомства, о «сотрудничестве» людей и скворцов (люди строят для птиц дома, а птицы, собирая для кормления своих птенцов тысячи насекомых, спасают сады и парки от вредителей).

Загадка:

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.

(Скворечник) Художественное слово:

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том,

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат:

- Мы хотим добавку –

Муху и козявку.

Е. Тараховская

Карточка № 24

«Набухание почек на деревьях»

Цель: Предложить детям рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, рассказать, как они изменились. Рассказать ребятам о том, что листья различных деревьев появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Предложить детям отмечать на «Календаре весенних наблюдений» последовательность появления листьев у различных деревьев.

Карточка № 25

«Цвет неба»

Цель: Предложить детям определить цвет неба, попросить объяснить, почему он именно такой. Помочь сделать вывод о взаимосвязи погоды и цвета неба.

Карточка № 26

«Растения в апреле»

Цель: Предложить детям рассмотреть участок, определить изменения, произошедшие с начала весны, рассказать о появлении и росте травы. Предложить детям найти знакомое им растение мать-и-мачеху, рассмотреть ее листья, рассказать о происхождении названия.

Карточка № 27

«За дождевыми червями»

Цель: Предложить детям рассмотреть червя, рассказать о строении его тела, особенностях его жизни. Рассказать какова роль червей в природе, какую пользу они приносят.

Загадка:

Без рук, без ног,

На брюхе ползет.

(Червяк)

Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет.

Когда ползет,

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(Дождевой червяк)

Карточка № 28

«Изменение температуры воздуха»

Цель: Предложить детям подтвердить или оспорить высказывание о том, что на улице стало теплее, чем в марте. Обсудить, как можно проверить правильность того или иного высказывания (измерить температуру воздуха при помощи термометра, потрогать предметы, расположенные на солнце, помочь детям сделать выводы.

Карточка № 29

«Состояние почвы»

Цель: Предложить детям рассмотреть поверхность земли на участке детского сада, обратить внимание на ее неоднородность, учить различать и называть состав почвы (каменистая, глинистая, песчаная, чернозем).

Загадки:

На черном покрывале

Зеленый узор.

(Земля и трава)

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего.

(Песок)

Художественное слово:

На земле растут деревья,

И цветы, и огурцы.

В общем, овощи и фрукты,

Чтоб довольны были мы.

В. Орлов

Карточка № 30

«За пауком»

Цель: Предложить детям рассмотреть паука, рассказать о строении его тела. Обратить их внимание на особенности внешнего вида паука, предложить найти черты сходства и признаки отличия пауков и представителей насекомых (жуков).

Загадка:

В уголке живет,

Пряжу прядет.

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже.

(Паук и паутина)

Художественное слово:

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит –

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит…

Е. Стюарт.

Карточка № 31

«Береза в апреле»

Цель: Предложить детям рассмотреть банку, прикрепленную ранее к березе, выяснить, сколько набралось сока. Рассказать о передвижении по стволу растений питательных веществ и воды, о полезных свойствах березового сока.

Загадка:

Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна –

Потечет слеза.

(Береза)

Художественное слово:

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая…

(Русская народная песня)

Карточка № 32

«Появление тюльпанов»

Цель: Познакомить детей с цветком, предложить описать его. Рассказать детям о том, как и для чего выращивают декоративные растения. Активизировать в речи детей понятия, связанные со строением цветковых растений.

Загадка:

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

Художественное слово:

Расцвели тюльпанчики – Я бы подарила ей

Желтые стаканчики, Нежные тюльпаны.

Желтые и красные, Бархатные, разные,

Лепестки атласные. Самые прекрасные,

Вот бы день рождения С капелькой искристою,

Был весной у мамы, Будто серебристою.

Г. Чехута

Карточка № 33

«За муравьями»

Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых (голова, брюшко, шесть ног, антенны). Обратить внимание детей на то, что в солнечную погоду мы можем увидеть множество насекомых (мухи, муравьи, жуки, в пасмурную погоду жизнь многих насекомых замирает.

Загадка:

В лесу у пня

Суетня и беготня –

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравейник)

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий (муравей).

Художественное слово:

Погляди на молодцов: Под тяжелой ношей,

Веселы и бойки, И спешит на помощь друг,

Волокут со всех сторон Тут народ хороший!

Материал для стройки. Без работы хоть убей,

Вот один споткнулся вдруг Жить не может муравей.

Карточка № 34

«За прохожими»

Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, рассказать, как изменилась их верхняя одежда с момента последнего наблюдения. Обсудить. Почему весной приходится иногда надевать резиновые сапоги, брать с собой зонт.

Карточка № 35

«За ласточками»

Цель: Предложить детям рассказать, какие птицы уже прилетели к нам (грачи, скворцы, по результатам наблюдений ответить на вопросы об их жизни весной. Предложить детям рассмотреть гнезда под крышей здания детского сада, предположить, чьи эти гнезда. Рассказать о ласточках, восстановлению прошлогодних гнезд.

Загадки:

Кто приклеил майским днем Я проворна, легкокрыла,

Рукавичку под окном, Хвост раздвоен, словно вилы.

Поселил в нее жильцов – Если я летаю низко,

Непоседливых птенцов? Значит, дождик где-то близко.

(Ласточка) (Ласточка)

Художественное слово:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Карточка № 36

«За бабочками»

Цель: Предложить детям рассмотреть бабочек, рассказать о результатах наблюдения. Познакомить с особенностями строения бабочки, пояснить, почему нельзя брать их в руки.

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Художественное слово:

Мама, мама, посмотри,

Бабочка какая,

У нее большие глазки,

Крылья желтые, как в сказке!

У нее полосочки

И на крыльях точечки…

Р. Эйдельман

Карточка № 37

«За домашними животными»

Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными, рассказать по результатам наблюдения, как меняется их поведение с наступлением теплых дней. Познакомить ребят с особенностями жизни животных весной.

Загадки:

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

(Кошка)

Ходит рыжий, пьет из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, черный нос.

Кто же это?

Рыжий (пес).

Карточка № 38

«За пчелами»

Цель: Предложить детям понаблюдать за пчелами; рассмотреть на рисунках строение и внешний вид пчелы, найти общие для всех насекомых черты и выделить особенности пчел. Предложить детям пожужжать как пчелки, догадаться, как насекомые издают подобные звуки. Рассказать о том, какую пользу пчелы приносят людям.

Загадка:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделиться медком.

(Пчела)

Карточка № 39

«Нарциссы в цветнике»

Цель: Учить детей отличать нарциссы от других растений, предложить осторожно обследовать цветы, охарактеризовать их цвет, форму лепестков, аромат. Рассказать о многообразии растений данного вида.

Художественное слово:

Помню, в нынешнем году

Расцвели они в саду,

Разоделись, как актрисы,

В платья белые нарциссы.

Карточка № 40

«Дождь и гроза»

Цель: Учить детей по результатам наблюдения составлять описание состояния и динамического изменения погоды; использовать в речи название знакомых явлений природы и их характеристики. Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы. Учить применять эти правила.

Народные приметы:

«Первый весенний гром – к наступлению тепла».

«Лес притих – перед грозой».

«Больше гроз – больше грибов».

Художественное слово:

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок –

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.

Н. Полякова

Карточка № 41

«Появление листьев на деревьях»

Цель: Предложить детям найти деревья и кустарники, у которых уже появились листья, и рассказать, по результатам предыдущих наблюдений, как развивались почки, какие функции выполняют листья деревьев.

Художественное слово:

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже – весна!

В. Данько

Карточка № 42

«Деревья в мае»

Цель: Предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений (на осине, клене и других деревьях сначала появляются цветы, а потом листья; липа, рябина сначала зеленеют, а потом цветут; береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно).

Народная примета:

«Поздний расцвет рябины – к долгой осени».

Карточка № 43

«Сравнительное наблюдение за птицами»

Цель: Предложить детям рассмотреть самку и самца воробья, выяснить, чем они похожи, чем различаются. Пояснить ребятам, почему самки многих птиц имеют неброскую окраску (это важно для птиц, сидящих на гнезде).

Художественное слово:

Воробей.

В серой латаной жилетке

Воробей сидит на ветке,

На ветле качается.

Холода кончаются.

Тает бурый снег на крыше,

Ну а солнышко – все выше.

Зимний холод пережив,

Воробей кричит: «Я жив!»

Е. Авдиенко

Карточка № 44

«Солнце в мае»

Цель: Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени. Помочь сделать вывод о связи изменения положения солнца с тем, что стало очень тепло.

Загадка:

В небе желтый цветок

Круглый год не вянет,

И любой лепесток

До земли достанет.

(Солнце)

Художественное слово:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

И. Суриков

Карточка № 45

«За лягушкой»

Цель: Предложить детям рассмотреть лягушку, охарактеризовать ее внешний вид, особенности перемещения (по земле лягушки передвигаются прыжками, а в воде - плавают). Рассказать детям о лягушках.

Народная примета:

«До первого грома лягушки не квакают»

Загадка:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Художественное слово:

Лягушка – попрыгушка,

Скачи ко мне без страха,

Тебя я не обижу,

Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка –

Зеленая рубаха,

Должны мы жить,

Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

Карточка № 46

«Одуванчики в мае»

Цель: Продолжать знакомить детей с первыми весенними цветами, предложить рассмотреть одуванчик, выделить основные части растения (стебель, листья, цветок, описать их. Обратить внимание ребят на то, поздно вечером и перед дождем цветки одуванчика закрываются.

Народные приметы:

«Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким»

«Одуванчик сжимает свой шар – признак скорого дождя»

Загадка:

Отцвел желтенький цветок,

Остался беленький пушок.

(Одуванчик)

Художественное слово:

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца золотой портрет.

О. Высотская.

Карточка № 47

«За комарами»

Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания комаров.

Народная примета:

«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».

Загадка:

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Карточка № 48

«За майскими жуками»

Цель: Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо – личинка – взрослое насекомое); о роли, которую они играют в природе.

Народная примета:

«Много майских жуков – к засухе»

Загадка:

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Художественное слово:

Песенка жука.

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Почему зовут Жу-жу?

Потому, что я жужжу.

А. Береснев

Публикации по теме:

Картотека наблюдений в летний период с детьми старшего дошкольного возраста .

Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста КОМПЛЕКС БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕНТЯБРЬ 1-2-НЕДЕЛЯ Содержание упражнений 1. «Проснулись» И. п. - лежа.

Картотека физкультминуток «Весна шагает по планете» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Все воспитатели знают, как важны физкультминутки для предупреждения и снятия утомления детей, во время занятия или другой однообразной деятельности.

Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста Данная картотека игр была создана мною специально для проекта "Мячи бывают разные", в помощь педагогам и для пополнения образовательной.

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста Экспериментально – опытническая деятельность с детьми. 1 «Зачем нужен парашют?» Цель. Познакомить со свойствами воздуха, как он удерживает.

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов (старшая группа) Подготовила: Русских О. А. Опыт№1 Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста «У медведя во бору» На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг, на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и.

Методическая разработка. Картотека загадок по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста .

Организация деятельности детей старшего возраста на прогулке в весенний период Организация деятельности детей старшего возраста на прогулке в весенний период. Цель: учить наблюдать за весенней природой; развивать познавательный.

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования. Источник: Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. У дошкольников старшей группы развивается содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 24 октября 2016 в 19:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека наблюдений в весенний период для детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бердова (УИ 860918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД