Ольга Морозова
Роль наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Проблема формирования экологической культуры детей в современной психолого - педагогической литературе.
1.1. Понятие «экологическая культура».
1.2. Компоненты экологической культуры.
2. Методика проведения наблюдений за комнатными растениями в старшей группе.
Публикация «Роль наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры детей» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Экспериментальная работа по формированию основ экологической культуры в процессе наблюдения за комнатными растениями.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
4. Педагогические выводы
5. Список литературы.
Проблема формирования экологической культуры детей в современной психолого-педагогической литературе
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход её естественной эволюции. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий на окружающую среду.
Проблемой экологического образования занимались многие учёные и педагоги (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.)
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, красоту; понимании того, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должна начинаться с раннего детства.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей среды в ДОУ.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями даёт возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущие комнатным растениям, влияет на чувства ребёнка, обучает его понимать и оценивать красивое.
С учё том этого была сформулирована проблема исследования: роль наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры детей.
Объект исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности организации и методика проведения наблюдений за комнатными растениями в процессе формирования экологической культуры.
Цель исследования: выяснить эффективность наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по вопросу современного подхода к организации и методике наблюдений за комнатными растениями.
2. Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и особенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста, а также уровень трудовых навыков и умений ухода.
3. Разработать систему работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за комнатными растениями.
4. Провести формирующий и контрольный эксперименты.
5. Сделать педагогические выводы об эффективности проведённой работы, подтверждении гипотезы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно повысить, если:
-будет проведён цикл наблюдений за комнатными растениями
-будут проведены наблюдения с использованием опытов
-наблюдения будут сочетаться с трудом.
Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений, решения поставленных задач использовались педагогический эксперимент, наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.
Экологическая культура
Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. (И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина)
Академик Б. Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление.
В. А. Игнатова изучала процесс становления экологической культуры. Исходной в её исследовании является такая позиция: экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная её грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Понятие экологической культуры соединяет в себе : знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; выработка чувств ответственного отношения к природе, окружающей среде, здоровью человека.
Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологическисообразные социоприродной среде. Основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой. Оно универсально с разных точек зрения: экологической, педагогической, практической. Все эти аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.
Таким образом, экологическая культура- это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берёт в дошкольном детстве, её становление происходит при участии и под руководством взрослого.
Компоненты экологической культуры
Интеллектуальный компонент.
Дошкольное детство является базовым этапом формирования личности. В этом возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций позитивного поведения и деятельности (Т. А. Серебрякова).
Н. К. Крупская придавала большое значение формированию знаний у дошкольников и подчёркивала их особенности. Образование дошкольника она связывала не с изучением основ наук, а с познанием окружающей действительности, в которой живёт ребё нок: это труд и быт людей, природа, среди которой он живёт, предметы с их особенностями цвета, формы, материала.
Л. С. Выготский утверждал, что старший дошкольник способен не только фиксировать, но и понимать факты и устанавливать некоторые обобщения. Только системные знания являются основой для правильного понимания окружающей действительности и адекватного поведения детей в ней.
В педагогике детского сада проблема системы знаний получила положительное решение. Термин «системы знаний» разработан А. Я. Каменским. Он рассматривал её как итог объединения познаваемых или познанных объектов в группы. Система знаний об объекте предполагает раскрытие его целостности, сущности и отражается в понятиях (природа, живое, дерево и др.). Такая система знаний должна иметь содержание и структуру. Такие знания получили название системных (Л. Я. Зорина, В. В. Давыдов). Такой подход требует этапности в формировании знаний, который определяется субординацией связей, их доступностью для наглядно- действенного познания ребёнка (А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков).
Эмоциональный компонент экологической культуры
Т. А. Серебрякова отмечает, что раннее и дошкольное детство- это время. Когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
По мнению А. В. Запорожца, на каждом возрастной ступени складываются определённые психо- физиологические уровни, от которых зависит развитие будущей личности. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов практической и природоохранной деятельности в природе. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения. Эту группу эмоций называют интеллектуальными. Есть ещё и нравственная группа эмоций, которая имеет первостепенное значение для воспитания в личности таких черт, как гуманность, отзывчивость, сострадание, сопереживание.
Т. А. Серебрякова указывает, что развитием ребёнка движет интерес, в основе которого лежат эмоции.
Знания о природе, дополненные эмоциональным отношением к ней, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями детской деятельности и поведения.
Деятельностный компонент экологической культуры
Важным компонентом формирования экологической культуры ребёнка является деятельностный компонент. Деятельность имеет разные виды, которые дополняют друг друга:
- учебная- способствует освоению системы знаний о природе, связях и взаимозависимостях, существующих в ней;
- игровая- формирует опыт принятия экологически целесообразных решений;
- трудовая- служит приобретению навыков и умений труда в природе.
Дети должны быть активными участниками всех этих процессов.
Трудовой процесс- это единица трудовой деятельности, в его структуре есть все компоненты: мотив труда, материал, трудовое оборудование, набор трудовых действий и результат.
Становление умения планировать трудовой процесс зависит от того, насколько отчётливы представления детей о структуре трудового процесса. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда, что очень важно в труде по уходу за живыми обитателями уголка природы и участка.
Система знаний о живых организмах, которая отражает структуру, содержание природоведческих понятий, определяет эмоциональное отношение к ним, что в свою очередь, отражается на делах и поступках детей в природе. Дела и поступки - это критерий уровня экологической культуры детей
Методика проведения наблюдений за комнатными растениями в старшей группе.
Принципы отбора экологических знаний :
1. Принцип научности- идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе; идеи единства человека и природы.
2. Принцип доступности.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия- зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приё мы: вопросы, обследования, сравнение, установление связей, модели. Наблюдения необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Виды наблюдений :
- распознающие (кто? Что? Какой)- дети узнают особенности объекта, свойства, признаки, качества;
- наблюдения за ростом и развитием- дети отмечают изменения в объектах и явлениях, выделяют стадии развития;
- воссоздающие- по отдельным признакам восстанавливается целая картина объекта или явления.
Организационно - методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определё нных требований:
1. Цель и задача должны быть поставлены чётко и конкретно, должны иметь познавательный характер.
2. Необходим небольшой круг знаний- каждое наблюдение даёт новые знания, постепенно углубляя и расширяя их.
3. Необходима системность, чтобы обеспечить взаимосвязь наблюдений.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5. Наблюдение должно возбудить интерес к природе.
6. Знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться с помощью других методов и форм работы: рассказ воспитателя, чтение книг, рассматривание иллюстраций, ведение календаря природы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление о том или ином объекте природы.
Руководство наблюдениями в старшей группе.
В этом возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности. Наблюдения становятся всё более планомерными. Дети могут сами наметить несложный план и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится всё более дифференцированным, дети могут делать небольшие обобщения. Характерно и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Т. о., знания, умения и навыки детей усложняются. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животного, устанавливают связи со средой обитания.
Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи. Затем задаются разнообразные вопросы, среди которых широко используются поисковые, направленные на установление связей и отношений. Воспитатель помогает детям в случае затруднения, использует модели, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, разнообразной деятельности.
Наблюдения лучше проводить в форме циклов. Каждое из наблюдений цикла имеет своё содержание, свою цель, не повторяют друг друга, но взаимосвязаны. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчётливые представления о данном объекте.
Содержание наблюдений за живыми объектами в условиях ДОУ складываются из следующих моментов:
1. Рассматривание внешних особенностей строения.
2. Наблюдение за способом функционирования отдельных органов или частей.
3. Знакомство с компонентами внешней среды.
4. Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.
Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в ДОУ используются опыты. Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.
Формирование экологической культуры связано с практическим трудом детей в природе. Наблюдая за комнатными растениями, дети узнают строение, цвет, характер поверхности листьев, их величину, пространственное расположение. Кроме того, наблюдения помогают осознать, что комнатные растения- это живые организмы, у которых есть свои потребности в свете, тепле, влаге, воздухе, почве. Любое наблюдение за комнатным растением должно быть связано с трудом детей по удовлетворению различных потребностей растений, как живых организмов. Всё это делает труд детей осознанно правильным, что является важным показателем уровня экологической культуры детей.
Таким образом, вопрос по наблюдению за комнатными растениями в теории и практике разработан. Опираясь на эти исследования, мы провели констатирующий эксперимент.
Экспериментальная работа по формированию основ экологической культуры в процессе наблюдения за комнатными растениями.
1. Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень экологической культуры детей старшей группы.
Констатирующий эксперимент проходил в 3 этапа.
Цель 1 этапа - определить уровень знаний детей о комнатных растениях.
Методика - вопросы:
1. Как называется это растение?
2. Что есть у растения? Для чего части растений нужны?
3. Какие условия необходимы для роста и развития растений?
4. Как за ними ухаживать и что для этого нужно?
5. Какому растению нужна помощь?
6. Какое значение комнатное растение имеет для людей?
Таким образом, было выявлено, что Ребенок 1, Ребенок 2, Ребенок 3, Ребенок 7 знают названия комнатных растений, их строение, необходимые условия, но не всегда находят способы ухода. Ребенок 4, Ребенок 6, Ребенок 8 затрудняются в названиях растений, условиях роста и развития, способах ухода. Ребенок 5 не знает комнатных растений, условий, способов ухода за ними, но определяет, кому нужна помощь.
Цель 2 этапа: выявить уровень отношения к комнатным растениям.
Методика: детям предлагалось полить растения, подрыхлить,протереть листья. В процессе труда мы наблюдали за детьми, слушали их высказывания.
Цель 3 этапа: определить уровень трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями.
Методика: детям были предложены инструменты (пульверизатор, тряпочки, лейки, кисточки, палочки для рыхления), нужно было выбрать необходимый для ухода за тем или иным растением.
По данным таблицы видно, что у большинства детей гуманное отношение к комнатным растениям; 4 человека не видят необходимость протирания листьев, 4 человека не могут правильно рыхлить землю; почти все дети поливают даже тогда, когда появилась вода в поддоне и не поливают в край горшка; большинство детей плохо осуществляют уход, не умея выбирать нужный инструмент
На основании результатов констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень сформированности экологической культуры детей старшей группы – 66,5% (см. таблицу)
Таблица «Уровень сформированности экологической культуры детей старшей группы»
Ребенок 1 86,6%
Ребенок 2 90%
Ребенок 3 90%
Ребенок 4 60%
Ребенок 5 25%
Ребенок 6 35%
Ребенок 7 83,3%
Ребенок 8 63,3%
Общий уровень экологической культуры детей старшей группы - 66,5%.
2. Формирующий эксперимент
Цель: провести работу по повышению уровня экологической культуры детей.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о внешнем виде комнатных растений, об их строении и назначении каждой части.
2. Закрепить знания об условиях, необходимых растениям для роста и
развития.
3. Расширить знания о способах определения необходимости ухода за комнатными растениями, знания о том, какие инструменты для этого нужны.
4. Закрепить навыки детей во время полива (поливать в край горшка, до появления воды в поддоне, рыхления (неглубоко около растения, протирания листьев (тряпочкой, очистка кисточкой, опрыскивание пульверизатором).
Для реализации этих задач был составлен перспективный план.
Перспективный план.
Задачи Наблюдения в виде циклов Наблюдения с использованием опытов Наблюдения с использованием трудовой деятельности
1. Уточнить знания детей о внешнем виде комнатных растений, об их строении и назначении частей. 1. Наблюдение за колеусом.
2. Наблюдение за алоэ.
3. Наблюдение за геранью.
4. Сравнение растений по внешнему виду и строению. 1. Наблюдение за алоэ - опыт «назначение корня».
2. Наблюдение за фикусом – опыт «зна чение стебля».
3. Наблюдение за фиалкой - опыт «мы дышим листьями». 1. Наблюдение за колеусом с поливом.
2. Наблюдение за алоэ с рыхлением.
3. Наблюдение за геранью с трудом (очистка листьев кисточкой)
2. Закрепить знания об условиях,не-обходимых для роста и развития растений. 1. Наблюде-ние за фиалкой (что ей надо для роста и развития).
2. Наблюде-ние за бальзамином на подоконнике. 1. Наблюдение за геранью в тёмном месте (необходимость света).
2. Наблюдение за колеусом (без полива несколько дней – необходимость воды).
3. Наблюдение за фикусом (необходимость рыхления-«воздуха»). 1. Наблюдение за алоэ с трудом - опрыскивание пульверизатором.
2. Наблюдение за геранью с трудом – рыхление почвы.
3. Наблюдение за колеусом с поливом.
3. Расширить знания детей об особен-ностях ухода за комнат-ными расте-ниями, умение определять необ-ходимость ухода за ними. 1. Наблюде-ние за листьями герани.
2. Наблюде-ние за листьями лилии.
3. Наблюде-ние за листьями колеуса.
4. Сравнение листьев по форме,по-верхности.. 1. Наблюдение за кливией с трудом по уходу.
2. Наблюдение за бальзамином и уход за ним.
3. Наблюдение за фикусом (полив,рыхление, протирание)
4. Закрепить навыки детей во время по-лива (в край горшка, до появления воды в поддоне, рыхления (не-глубоко около растения, протирания листьев (тря-почкой, очист-ка кисточкой, опрыскивание пульверизатором). 1. Наблюдение за колеусом, ге-ранью,бальзами-ном и уход за ними (выбор инструмента).
2. Наблюдение за алоэ и фиалкой с уходом за ними.
3. Наблюдение за кливией и уход за ней.
3. Контрольный эксперимент
Цель: выявить динамику экологической культуры детей.
Методика - тоже, что и в констатирующем эксперименте.
Педагогические выводы:
Обобщая результаты экспериментальной работы с детьми по формированию основ экологической культуры через ознакомление детей с комнатными растениями можно сделать следующие выводы.
Наблюдения как форма организации для детей интересна, так как обеспечивают получение знаний наглядно- чувственным путём – дети много рассматривают, обследуют, производят поисковые действия. Мы убедились, что наиболее эффективны наблюдения, проводимые циклами, т. к. дети получают знания «порциями», неоднократно возвращаясь к одному и тому же объекту.
Мы определили следующее: наблюдения с использованием опыта наиболее интересуют детей, повышают эффективность знаний и осознанно гуманное отношение к комнатным растениям в процессе ухода за ними. Они развивают любознательность, наблюдательность, познавательный интерес к природе. Цифровые данные также говорят о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Уровень экологической культуры в результате проведённой работы повысился на 12%.
Список литературы
1. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
2. Верзилин Н. М. «Как ухаживать за комнатными растениями».
3. Глазачёв С. Н. «Экологическая культура».
4. Журкова Е. Н., Ильина Е. Я. «Комнатные растения».
5. Залкинд Э. И. «Природа в детском саду».
6. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду».
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».
8. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в ДОУ».
9. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология».
10. Саморукова П. Г. «Мир природы и ребёнок».
11. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой».
12. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте».
13. Суравегина И. Т., Синкевич В. Н. «Экология и мир».
14. Хрипач Н. Е. «Уход за комнатными растениями».