Ольга Гультяева
Цикл игровых занятий по формированию представлений об основных эмоциях у старших дошкольников с ЗПР «Страна настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, обеспечивающей регуляцию высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональное развитие способствует процессу социализации, становлению межличностных отношений (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).
Публикация «Цикл игровых занятий по формированию представлений об основных эмоциях у старших дошкольников с ЗПР „Страна настроения“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
На сегодняшний день культура воспитания детей качественно видоизменилась. Взрослые стали меньше общаться с детьми, дети чаще замыкаются на телевизорах и компьютерах. Отмечается явная тенденция ориентации родителей на формирование преимущественно интеллектуальной сферы у детей. Обращает на себя внимание тот факт, что современные дети стали менее отзывчивы и чувствительны, не умеют общаться и находить взаимовыгодные решения проблемных ситуаций, зачастую прибегают к неконструктивным способам разрешения конфликтов.
Исследователи отмечают (В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, что именно в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, закладываются основные механизмы аффективной регуляции поведения.
Особенности развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью во многом нарушают их эмоциональный комфорт и психическое равновесие и прежде всего отражаются на уровне социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой (О. В. Защиринская, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский и др.). Именно это определяет значимость коррекционно-развивающей и воспитательной работы по обогащению позитивного эмоционального опыта, формированию предпосылок эмоционального самосознания, элементарных механизмов эмоциональной регуляции и эмоциональной отзывчивости в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения образования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и их семей.
Содержание игровых занятий «Страна настроения» построено в соответствии с ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей и направлены на создание психолого-педагогических условий, открывающих возможности для позитивной социализации детей дошкольного возраста с ЗПР, их личностного развития, развития инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Цикл игровых занятий «Страна настроения» адресован детям старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В ходе игровых занятий решаются следующие задачи:
1) Формировать чувство социального доверия:
Содействовать созданию благоприятного климата в группе, формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, позитивное отношения к себе и окружающим;
Формировать и развивать чувство принадлежности к группе (сплочение группы);
Формировать умение проявлять симпатию, договариваться, мириться, делиться;
Повышать уверенность в себе.
2) Формировать предпосылки эмоционального самосознания, эмоциональной отзывчивости и элементарной эмоциональной регуляции :
Формировать умение распознавать и называть эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление»;
Расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета; обучать свободному выражению эмоций, обучать графическому изображению эмоций;
Формировать эмоциональную отзывчивость, потребность делиться своими переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций;
Знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.
В основе программы - научно-практические материалы Н. Л. Белопольской, М. Н. Ильиной, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, И. И. Мамайчук, программно-методические пособия Е. А. Алябьевой, Е. В. Ивановой, Г. В. Мищенко, И. В. Ковалец, О. Л. Князевой, С. В. Крюковой, Н. Ю. Куражевой, И. А. Пазухиной, И. М. Первушиной, С. И. Семенак, О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева.
Основными методами реализации поставленных задач являются: игровые технологии (коммуникативные и подвижные игры, театрализованные игры, игры-самопрезентации, модерирование и анализ ситуаций, арт-методы, релаксационные упражнения, психогимнастические этюды.
Каждое игровое занятие имеет единую структуру:
Вход в игровую ситуацию, приветствие;
Разминка (активизация группового внимания);
Основная часть (уточнение содержания прошлой встречи и введение в новую тему);
Завершение и выход из игровой ситуации.
В ходе игровых занятий дети знакомятся с пятью базовыми эмоциями (радость, грусть/печаль, злость/гнев, страх и удивление. Героями занятий являются сказочные гномики, имена которых представляют определенную эмоцию : Весельчак, Печалька, Ворчун, Бояка и Удивляйка. Каждый гномик живет в домике, цвет которого символически закреплен за каждой эмоцией. С целью закрепления полученных в ходе каждого игрового занятия представлений об определенной эмоции детям предлагаются индивидуальные задания, которые они выполняют в группе под руководством педагогов.
В программе выделено 14 тем коррекционно-развивающих занятий. Из них: 13 тем реализуется в форме подгрупповых игровых занятий с детьми; 1 игровое занятие («Важней всего погода в доме») проводится с участием родителей воспитанников.
Тематическое планирование игровых занятий «Страна настроения»
Занятие 1
«Знакомство со Страной настроения»
Задачи: исследовать словарь эмоций, познакомить с понятиями «настроение», «эмоция», развивать внимание, произвольность действий.
Занятие 2
«В гостях у Весельчака»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «радость», выражать эмоцию словами (радость, веселье, смех, радоваться, веселиться, смеяться и пр., расширять средства выражения эмоции «радость» с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений.
Занятие 3
«Поделись радостью»
Задачи: формировать потребность делиться радостными переживаниями, использовать речь для выражения радости, обучать графическому изображению эмоции «радость».
Занятие 4
«В гостях у Печальки»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «грусть», выражать эмоцию словами (грустить, печалиться и пр., расширять средства выражения эмоции «грусть» (печаль) с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений, содействовать бережному отношению друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость.
Занятие 5
«Если кто-то грустит…»
Задачи: активизировать потребность делиться переживаниями, использовать речь для выражения грусти, обучать графическому изображению эмоции «грусть», содействовать бережному отношению друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость, познакомить со способами повышения настроения, знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.
Занятие 6
«Мы радуемся и грустим»
Задачи: активизировать потребность делиться переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций, содействовать бережному отношению друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать свободному выражению эмоций, использованию средств графического изображения эмоций радости, грусти, закреплять способы регуляции эмоций.
Занятие 7
«В гостях у Ворчуна»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «злость»», выражать эмоцию словами (гнев, злиться, сердиться, расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений.
Занятие 8
«Я – хозяин злости»
Задачи: активизировать потребность делиться переживаниями, использовать речь для выражения злости, содействовать бережному отношению друг к другу, обучать графическому изображению эмоции «злость» (гнев, знакомить со способами контроля за эмоцией злости.
Занятие 9
«В гостях у Бояки»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «страх», выражать эмоцию словами (страх, боюсь, страшно, расширять средства выражения эмоции «страх» с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений.
Занятие 10
«Если страшно…»
Задачи: активизировать потребность делиться переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций, содействовать бережному отношению друг к другу, обучать графическому изображению эмоции «страх», содействовать свободному выражению эмоции страха, знакомить со способами контроля страха.
Занятие 11
«В гостях у Удивляйки»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «удивление», выражать эмоцию словами (удивляться, удивительно, расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений, обучать графическому изображению эмоции «удивление», развивать воображение.
Занятие 12
«Удивительное рядом!»
Задачи: активизировать потребность делиться переживаниями, использовать речь для выражения эмоции «удивление», закреплять представления об эмоции «удивление», способах ее вербального и невербального выражения, стимулировать познавательную активность в условиях опытно-экспериментальной деятельности.
Занятие 13
Творческая мастерская «Разноцветные эмоции»
Задачи: развивать умение распознавать и называть основные эмоции, обогащать представления об основных эмоциях, способах их выражения по средствам мимики, пантомимики, движений, музыки, цвета.
Занятие 14
Семейная гостиная «Важней всего погода в доме»
Задачи: создать условия для группового сплочения группы, атмосферы доверия и принятия, содействовать спонтанному проявлению активности детей и родителей, содействовать установлению партнёрских отношений в группе родителей, в диаде «родитель-ребенок», упрочнению взаимосвязи родителей и детей через совместную деятельность, создать условия для эмоционального единения родителя и ребенка, знакомить родителей с играми, упражнениями, развивающими познавательные процессы, мелкую и общую моторику, эмоциональную сферу детей, способствовать повышению воспитательного потенциала семьи.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Князева О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Генезис. 2002.
4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Цветик-Семицветик. Психологические занятия с дошкольниками. - СПб: Речь, 2005.
5. Мамйчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2010.
6. Семенака С. И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М. : АРКТИ, 2010.
7. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 7-е изд. - М. : Генезис, 2014.
Пример игрового занятия
«В гостях у Весельчака»
Задачи: формировать умение распознавать и называть эмоцию «радость», выражать эмоцию словами (радость, веселье, смех, радоваться, веселиться, смеяться и пр., расширять средства выражения эмоции «радость» с помощью мимики, движений, цвета, музыки, вкусовых ощущений.
Оборудование: доска с проектором, ноутбук, презентация, аудиозапись веселой мелодии, радужные коврики-смайлики, заготовки с изображением контура лица гномика и деталей (глазки, камешки, пластилин) для изображения радостного лица (по количеству участников, световой песочный стол.
Вход, приветствие
Педагог-психолог:
- Ребята, в страну настроения отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться!
Нас ждут приключения, сказки, игра…
Ну что, вы готовы?
Тогда нам пора!
Все собираются в круг, педагог начинает приветствие, а дети подхватывают диалог:
- Влияет без сомнения на всех нас настроение!
Я предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением!
Я дарю вам улыбку! ( Дети: «Мы тоже!»)
Я прыгаю от радости! ( Дети: «Мы тоже!»)
Я посылаю вам воздушный поцелуй! ( Дети: «Мы тоже!»)
Я вас люблю! ( Дети: «Мы тоже!» - все обнимаются)
Затем все берутся за руки и качают ручки-лодочки со словами:
1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!
Разминка «Ходим кругом друг за другом»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Ходим кругом друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Все останавливаются:
Все, что … (имя ребенка) покажет, будем дружно повторять!
Ребенок, чье имя назвали, придумывает простое движение, показывает его, затем все дружно за ним повторяют.
После разминки педагог предлагает детям присесть на стульчики.
Основная часть : просмотр презентации
- Ребята, мы с вами оказались в Стране настроения. В Стране настроения есть сказочный лес… Стоит в лесу желтый домик. Интересно, кто здесь живет? Познакомьтесь, ребята, это гномик по имени Весельчак! А как вы думаете, почему его так зовут? (Ответы детей.) Его легко узнать: он всегда улыбается, глазки его прищурены, бровки и уголки губ приподняты. Он радуется всему вокруг: солнцу и дождику, деревьям, траве и цветам, и, конечно, лесным друзьям! Весельчак любит слушать веселую музыку (звучит веселая музыка). Ему хочется прыгать, плясать, играть, делиться со всеми своей радостью! Ребята, у вас бывает такое настроение, как у Весельчака? (Ответы детей.)
Педагог предлагает детям собраться в центре комнаты:
Психогимнастический этюд «Веселые гномики»
Педагог-психолог предлагает детям превратиться в веселых гномиков:
- Вокруг себя повернитесь, в веселых гномиков превратитесь! Покажите, какие вы веселые: веселые гномики любят прыгать, бегать, танцевать, строить рожицы, подмигивать глазами, громко смеяться …
- А теперь, внимание! Когда будет звучать веселая музыка, вы будете веселиться, а как только музыка остановится, то вы замрете на месте!
- А еще веселые гномики любят варить вкусное настроение!
Массаж в парах «Варим вкусное настроение»
Дети разбиваются на пары и присаживаются на коврики-смайлики парами: один участник пары сидит спиной к другому, каждый поочередно выполняет массаж на спине партнера (затем участники меняются местами) в соответствии с текстом:
Портрет Весельчака
- А теперь вокруг себя повернитесь и снова в мальчиков и девочек превратитесь!
Педагог-психолог предлагает детям присесть за столы и сделать портрет Весельчака (дети выкладывают портрет гномика).
Затем педагог-психолог приглашает детей собраться вокруг светового песочного стола:
- Ребята, в Стране настроения живут разные эмоции. Весельчак нас познакомил с эмоцией «радость» (на презентации появляется пиктограмма «радость»). Как вы думаете, на какой цвет похожа радость?
После рассуждений педагог-психолог незаметно включает мигающую разными цветами подсветку, а затем включает желтый цвет. Показывая на картинки в презентации, педагог-психолог рассказывает о том, что радость бывает разной:
- Сейчас мы по очереди будем рисовать радость и рассказывать, что каждого из нас радует.
Дети поочередно рисуют пиктограмму «радость» и рассказывают, что их радует (на экране появляются опорные картинки-подсказки).
Завершение, выход
Педагог-психолог предлагает детям собраться в круг:
- Хорошо, когда мы вместе – настроение чудесное! (Все показывают большой палец вверх.)
Затем берутся за руки и качают ручки-лодочки:
- 1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили играть!
«Домик настроения»
После завершения педагог-психолог предлагает детям вспомнить, с кем они сегодня познакомились, и поделиться радостью, приклеив смайл в окошко «Домика настроения».