Наталья Терехова
Цикл музыкальных занятий в средней группе «Ложки удалые»
▼ Скачать + Заказать документы
музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна
ЦИКЛ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
тема: «Ложки удалые»
I занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. расширять представления детей о русском народном инструменте;
2. познакомить с приемами игры на ложках;
Публикация «Цикл музыкальных занятий в средней группе „Ложки удалые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
3. развивать чувство ритма;
4. развивать координацию движений с речью;
5. учить детей внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца и определять характер музыки, тем самым пополняя словарный запас ребёнка.
Музыкальный репертуар :
видео: образцовый театр ложкарей Холмичи «Попурри»
пение, игра на ложках : «Ладушки ладошки» сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского
музыкальная игра : «Удалые ложки»
Пособие: дидактический материал «Ритмические полоски» (звук тик короткая полоска, звук так – длинная плоска, они на магнитах.
Атрибутика: магнитная доска, ширма, ложки на всех детей, кукла бибабо Кузя.
Дети входят в зал, здороваются, на видном месте лежит деревянная ложка. Перед стульчиками стоит ширма. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ложку.
Муз. рук: Ой, что – то я не поняла,
Чья же это ложка, друзья?
Может это вы, её потеряли,
Когда по залу маршировали?
Нужно нам скорее всё узнать,
И хозяина отыскать.
Давайте присядем на места,
И узнаем всё тогда.
Дети садятся, на места перед фортепиано. Вдруг слышится чиханье и на ширме появляется КУЗЯ домовой.
Кузя: Ой, беда, беда, беда,
Где же ложечка моя!
Где теперь её искать,
Как теперь я буду играть!
Нафаня, выручай,
Кузеньке скорее помогай!
Муз. рук: Тише, Кузя, не кричи,
Музыку испугаешь ты.
Ложка твоя у нас,
Ты объясни, всё спокойно сейчас.
Кузя: Да, что там объяснять, есть у меня ложечки, мои любимые, деревянные. Ими я не ем совсем, потому что они у меня музыкальные. На них я люблю играть, когда ко мне приходят гости. Вот видно когда веселился, плясал одну ложку – то и обронил. А одной ложкой не поиграть.
Муз. рук: Как интересно, Кузя, а что на ложках можно играть, а не щи хлебать?
Кузя: Конечно, я сейчас вам расскажу, как ложка стала музыкальной.
Давным-давно, жил да был в одном селе мальчонка, которого все звали Сеня. Рос он весёлым озорником. Вот как – то раз, пошли его родители в лес за грибами и Сеньку взяли с собой. И дали ему нести корзинку с едой, где лежали ложки, которыми ели. Предупредили его, далеко от них не уходить и не отставать, а то можно заблудиться. А денек был тёплый солнечный, везде ещё ползали букашки, жучки, паучки. Сенька очень был и любопытным, увидел огромную букашку и стал за ней следить. Засмотрелся, залюбовался и конечно отстал от родителей, потерялся. Сеня так испугался. Начал бегать по лесу, аукать маму, с папой искать, но его никто не слышал. Бегал, он бегал и упал в яму, которую не заметил. Сидит в глубокой яме, плачет. А корзинка с едой, да ложками у него с собой. И тут услышал он, как дятел стучит. Ему так понравился звук: «тук-тук, тук-тук». У него, так звонко, громко получалось. И тогда Сеньке захотелось повторить, сначала он начал хлопать в ладоши, не похоже было. А потом вспомнил про ложки, они же были деревянными. Он их достал, повернул друг к другу «пузой» и начал стучать. Он так громко стучал, что его услышали родители. Они нашли Сеньку и достали его из ямы. С тех пор, когда люди ходили в лес за грибами, за ягодами, то всегда детям давали ложки деревянные. Дети идут по тропинке стучат. А звуки получались короткими и длинными, и больше стук стал походить на музыку. Вот с того времени, с давних времён, ложка деревянная стала музыкальной.
Муз. рук: Очень интересно, спасибо за рассказ. Кузя. А как называют музыкантов, которые играют на ложках.
Кузя: Ложкари.
Муз. рук: А сейчас давайте послушаем, вместе с Кузей и посмотрим. Как играют ложкари.
видео: образцовый театр ложкарей Холмичи «Попурри»
Муз. рук: Вам понравилось? А какое настроение музыка и игра на ложках вам подарила?
Точно, весёлое, радостное, озорное.
А вы хотите тоже попробовать стать ложкарями?
Кузя, а у тебя случайно нет ложек для ребят?
Кузя: Раз уж к вам я забрёл, то ложки прихватил, у меня их целая куча!
Достаёт мешок с ложками. Их раздают детям, затем объясняет музыкальный руководитель, как на них играть (друг другу, «пузами» отстукивать ритм).
Кузя: Ну, ладно вы тут пока занимайтесь, учитесь, ложку свою я взял, пошёл домой. Встречать гостей. До свидания ребятки.
Дети прощаются, и Кузя исчезает с ширмы.
Муз. рук: Ребята, но на ложках не просто играть, нужно играть ритм – это короткий звук (тик, длинный звук (так). Как часики, идут, поют: «Тик – так, тик – так».
Дети повторяют. Затем музыкальный руководитель показывает ритмические полоски, вешает их на магнитную доску, и с детьми они пробуют играть, в ладоши хлопать и на ложках. Разные ритмические цепочки.
русская народная потешка:
Стук влево. Стук вправо «часики»
Отзывается дубрава.
Это дятел клювом бьет, «кузница»
Нам покоя не дает.
Мы все дружно ложки взяли, «фонарики» крутят
И как дятел застучали.
Стук влево. Стук вправо.. (piano. повтор «часики»)
Отзывается дубрава.
Муз. рук: А сейчас давайте попробуем разукрасить песенку, с помощью игры на ложках. Но песенку с начало послушаем и вспомним.
пение, игра на ложках : «Ладушки ладошки» сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского
Муз. рук: Поработали, попели мы на славу, ну, а сейчас, пойдемте, разомнем ножки, да поиграем, но не забудем, только две ложки взять.
Если музыка играет
Ложки в руках перебегают.
Лишь музыка не играет у нас,
ложки остановились, тут же враз.
У кого в руках остались ложки,
Тот на них играет так, чтоб заплясали ножки!
музыкальная игра : «Удалые ложки»
под весёлую музыку передают ложки, на паузу перестают дети передавать их. У кого они в руках, тот ребёнок выходит в круг и играет на ложках, а остальные пляшут.
Музыкальный руководитель хвалит детей, вспоминают, без чего не может существовать музыка, без ритма. И что такое ритм (короткие, длинные звуки). И прощаются.
II занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. учить двигаться в соответствии с различным характером музыки;
2. учить слышать окончание музыкальных фраз;
3. развивать чувство ритма;
4. развивать динамический слух;
5. воспитывать культуру слушания;
6. воспитывать интерес к народной музыке.
Музыкальный репертуар :
музыкально – ритмические движение: «Бег - хлопки»
слушание: «Дождик» р. н. м обр. Г. Лобачёва
слушание: «Лошадка» чеш. нар. м, обр. А. Корбакова
музыкальная игра : «Удалые ложки»
Атрибутика: музыкальные ложки на всех ребят.
Ход занятия:
Дети входят «верёвочкой» друг за другом, держась за руки, здороваются.
Муз. рук: Я сегодня пришла и с собою принесла
Ложки расписные, красивые, резные!
Детям раздают ложки, и затем они слушают задание.
музыкально – ритмические движение: «Бег - хлопки»
1 часть дети бегают, вместе с ложками, на 2 часть – играют под музыку на ложках.
После задания присаживаются вместе с ложками и их кладут под стульчики.
Муз. рук: Раньше в деревнях, очень любили играть на ложках, и музыка всегда была какой для ложкарей, какое настроение было у музыки?
Правильно, весёлое, радостное, озорное.
Люди в деревнях, сёлах, очень любили изображать музыкальными инструментами разные звуки природы. Когда ложки играют, на какие звуки природы они похожи?
Правильно, на звук, когда дятел стучит по дереву.
А ещё может на что – нибудь, или кого – нибудь?
А нам сейчас музыка поможет и подскажет, что мы может изобразить, когда играем на ложках.
слушание: «Дождик» р. н. м обр. Г. Лобачёва
Муз. рук: Что изобразила музыка?
Правильно, дождик. Сейчас давайте возьмём в руки ложки и вместе с музыкой изобразим на ложках дождик. Дождик начинается тихо, затем громче, а потом опять утихает и заканчивается.
Дети изображают, играют на ложках.
Муз. рук: А сейчас, попробуйте догадаться, кого ещё могут изобразить ложки.
слушание: «Лошадка» чеш. нар. м, обр. А. Корбакова
Муз. рук: Ну, что изобразим лошадку. Приготовились.
Дети изображают, играют на ложках.
Муз. рук: А сейчас пришла пора нам размяться детвора!
музыкальная игра : «Удалые ложки»
под весёлую музыку передают ложки, на паузу перестают дети передавать их. У кого они в руках, тот ребёнок выходит в круг и играет на ложках, а остальные пляшут.
III занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях;
2. учить детей внимательно слушать музыку, понимать характер различных музыкальных фрагментов;
3. учить двигаться в соответствии с различным характером музыки;
4. учить слышать окончание музыкальных фраз;
5. отрабатывать приёмы игры на ложках.
Музыкальный репертуар :
музыкально – ритмические движения: «Хороводный шаг» р. н. м (любая)
слушание: медленная часть «Во поле берёза стояла» р. н. мелодия
слушание: р. н. м «Ах, ты берёза»
музыкальная игра : «Веселись, играй!»
Атрибутика: музыкальные инструменты - ложки
Дети входят в зал под марш, здороваются.
Муз. рук: В деревнях и сёлах, раньше на праздниках. Очень любили водить хоровод – это хождение по кругу, друг за другом. И сейчас давайте мы с вами, тоже будем водить хоровод.
музыкально – ритмические движения: «Хороводный шаг» р. н. м (любая)
Под конец, воспитатель детей, ведёт «змейкой» и они садятся на стульчики.
Муз. рук: Ребята, сегодня мне нужна ваша помощь. Я никак не могу разобраться с музыкой, подходит она для игры на ложках или нет. Вы мне поможете? Тогда слушайте внимательно.
слушание: медленная часть «Во поле берёза стояла» р. н. мелодия
Муз. рук: Ну, что вы ребята скажите. Подходит она для ложкарей?
Соглашусь, она грустная, протяжная, напевна.
Хорошо, тогда ещё послушаем и подберём?
слушание: р. н. м «Ах, ты берёза»
Муз. рук: А это музыкальное произведение подходит? Почему?
Я тоже так думаю, музыка весёлая, радостная, озорная, игривая, отрывистая.
Тогда ложки берем,
И играть на них начнём.
Идёт разучивание приёмов игры на ложках.
Муз. рук: А теперь поиграть хочу позвать,
Не забудьте ложки взять!
музыкальная игра : «Веселись, играй!»
на первую часть мальчики бегают, на вторую часть девочки играют на ложках, затем наоборот.
После игры музыкальный руководитель хвалит детей, собирает ложки и прощаются.
IV интегрированное занятие (с воспитателем, аппликация)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Музыкальный репертуар :
игра на музыкальных инструментах : р. н. м «Ах, ты берёза»
работа над ритмом: стихотворение «Колобок»
музыкальная игра : «Веселись, играй!»
Атрибутика: четыре небольших коробочки (четырёх цветов, задания для коробочек, ложки.
Ход занятия:
Дети входят в зал хороводным шагом, здороваются. По залу лежат коробочки, 4 штуки, разного цвета.
Муз. рук: Ребята, посмотрите, кто – то мои коробочки разбросал, нужно их скорее нам поднять. Но просто так это сделать мы не сможем.
Чтоб коробочки поднять,
Заданья будем выполнять.
В них заданья не простые,
Весёлые они, да заводные.
Муз. рук просит воспитателя коробочку красную открыть и оттуда взять задание и прочитать.
ЛОЖКИ В РУКИ ВОЗЬМИТЕ,
ИГРАТЬ СКОРЕЕ НАЧНИТЕ.
игра на музыкальных инструментах : р. н. м «Ах, ты берёза»
Муз. рук просит воспитателя коробочку жёлтую открыть и оттуда взять задание и прочитать.
РИТМ ПОВТОРИ СКОРЕЙ,
ЛАДОШКИ СВОИ СОВСЕМ НЕ ЖАЛЕЙ.
работа над ритмом: стихотворение «Колобок» И. Каплунова «Этот удивительный ритм»
Муз. рук просит воспитателя коробочку синюю открыть и оттуда взять задание и прочитать.
ГДЕ ЖЕ ЛОЖКИ, ВОТ БЕДА,
ПИГРАТЬ ВЫ С НИМИ НЕ ХОТИТЕ ДЕТВОРА.
музыкальная игра : «Веселись, играй!»
на первую часть мальчики бегают, на вторую часть девочки играют на ложках, затем наоборот.
Муз. рук просит воспитателя коробочку зелёную открыть и оттуда взять задание и прочитать.
ОЙ, А ТУТ ЛОЖКА НЕ РАСПИСНАЯ,
ОНА СОВСЕМ ГРУСТНАЯ ПУСТАЯ.
СКОРЕЙ ЕЁ РАЗУКРАСИМ МЫ,
РЕБЯТА ЖЕ ВСЕ У НАС МОЛОДЦЫ.
После этого дети рассаживаются за столы, которые стоят другой части музыкального зала и сними воспитатель, проводит аппликацию: «Чтобы ложка не грустила»