Наталья Грибова
Цифровая среда как вектор развития образовательной организации. Дополнительное образование для детей цифрового поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая среда как вектор развития образовательной организации.
Дополнительное образование для детей цифрового поколения.
Грибова Н. А., воспитатель
Соловьева Г. А., воспитатель
МБДОУ города Кургана
«Детский сад №110 «Краски»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цифровая среда-это совокупность элементов, некая экосистема, которая объединяет различные информационные ресурсы и сервисы, в первую очередь, базирующиеся на том, что цифра дает возможность принимать те или иные решения на основе больших данных.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий.
Современный мир непрерывно изменяется. Активная конкурентная среда отечественной системы образования диктует современным образовательным организациям новые требования : мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг, расширение экономической самостоятельности, обновление управленческого аспекта деятельности, повышение статуса.
Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником в цифровом мире. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.
Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения оснащаются мультимедийными комплексами, состоящими из интерактивной доски, проектора и ноутбука. Не стал исключением и МБДОУ «Детский сад № 110 «Краски» города Кургана. Мы используем интерактивную доску в нескольких направлениях-в образовательной деятельности, как готовые программные продукты, так и авторские программы, родительских собраниях и досуговых мероприятиях. У нас создана и постоянно пополняется медиатека, включающая презентации, аудио и видео материалы.
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. В связи с этими важен поиск наиболее эффективных форм и методов сотрудничества с новым поколением родителей, усилением их роли в воспитании собственного ребенка и расширение возможностей влияния на воспитательный процесс.
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей.
Цифровые технологии рассматриваются не столько как инструмент, а как среда существования, которая позволит осуществлять тесные взаимодействия с семьями воспитанников посредством информационно-коммуникационных технологий.
В нашем саду обеспечивается взаимодействие с родителями воспитанников в электронном пространстве через внедрение дистанционных образовательных технологий и создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp», «Viber»).
В условиях усиливающегося темпа социальных и технологических изменений в современном мире образование не может оставаться замкнутой системой, не учитывать происходящие вокруг изменения. Напротив, именно способность своевременно учитывать изменения и реагировать на вызовы внешней среды является важнейшим фактором конкурентоспособности современной системы образования.
Цифровые технологии в современном мире-это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать их создателями.
Информационно-компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, помогая ребенку-дошкольнику решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядный материал и ведущую для дошкольника деятельность-игру в процессе индивидуального обучения.
Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы
эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы-это наиболее
удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Дошкольники-это будущие школьники, и их подготовка, должна
соотноситься, в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими
качественное преимущество перед традиционными методиками обучения.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый, мощный потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Применение цифровых технологий обеспечивает условия, при которых педагог, ребенок, родитель с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной
стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.