Екатерина Пинчук
Что такое развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Язык – сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Речь – вид коммуникативной деятельности человека, исторически сложившая форма общения людей.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Что такое развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ранний возраст – это период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Не случайно его выделят в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша.
Одним из важнейших понятий, рассматриваемых в психолингвистике, является понятие речевой деятельности. Она, являясь одним из видов деятельности человека, представляет собой совершенно особую деятельность, не сопоставимую ни с трудовой, ни с игровой.
По определению И. А. Зимней, речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения взаимодействия людей между собой.
Онтогенез – индивидуальное развитие отдельного организма от зарождения до окончания индивидуальной жизни.
Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе был сформулирован Р. Е. Левиной и назван онтогенетическим. Особую значимость приобретает этот принцип в коррекционной педагогике, так как и диагностика вида и степени речевых нарушений, и методика коррекционной работы опираются на закономерности формирования речевой способности в ходе общего онтогенеза.
В онтопсихолингвистике решаются три проблемы:
1. Детского речевосприятия и произнесения речи;
2. Понимание ребенком слышимой речи и выражения смысла в речи, обращенной к другим людям;
3. Речевой креативности ребенка.
Л. С. Выготский установил, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Так же автор отмечал, что процесс порождения речи нужно рассматривать как процесс движения от мысли к слову, «от мотива, порождающего мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, и наконец, в словах».
В своих работах Леонтьев А. А. выделяет четыре этапа в становлении речи детей : подготовительный (от рождения до 1 года); преддошкольный (от 1 года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап – подготовительный – происходит подготовка к овладению речью. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В первый год появляются специфические голосовые реакции: гуление (гласные (а, о, у, э, губные согласные (п, м, б, и заднеязычные (г, к, х); звукоподражание; лепет; постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования; первые слова (у девочек появляются на 8-9-м месяце жизни, у мальчиков - на 11-12-м месяце).
Второй этап – преддошкольный – расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком; повышается внимание к речи окружающих, усиливается речевая активность. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т. д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словарного запаса фонетические искажения проступают более заметно. После 1,5 лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: «Папа, ди (папа, иди)», «Ма, да кх (мама, дай кису)».
В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем.
Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт, пиямида (пирамида, итая (гитара, титаясъка (чебурашка, синюська (свинюшка).
К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.
Третий этап – дошкольный – качественный скачок в расширении словарного запаса. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Четвертый этап – школьный – продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. Формируется письменная речь.
От рождения до трех лет основной движущей силой речевого развития является эмоциональный контакт с матерью, которая, устраняя неблагоприятные факторы окружающей среды, преобразует оборонительное поведение ребенка, проявляющееся в крике, в коммуникативно-познавательное, то есть ребенок проявляет интерес к звукам окружающей среды, материнской речи, и начинает подражательно воспроизводить их.
Так в периоде раннего речевого развития формируется сначала звуковая сторона родного языка, начиная от гласноподобных элементов крика и заканчивая формированием псевдосинтагм в подпериоде позднего мелодического лепета.
Вариативность речевого развития зависит от множества факторов и зависит от индивидуальных различий, как мелких, частных, свойственных именно данному ребенку, так и групповых, в том числе типологических, гендерных, социокультурных, наличие у ребенка старших братьев или сестер и их пола.
Дополнительными факторами в речевом развитии являются такие как профессия родителей, полная или неполная семья, посещение детских развивающих центров, участие третьих лиц в воспитании.
В работах А. И. Лаврентьевой определяются этапы становления системной организации детского словаря. Первый этап характеризуется неупорядоченным набором отдельных слов. Второй, «ситуационный», этап определяется как формирование некоторой системы слов («ситуационных полей», относящиеся к одной ситуации. На третьем, «тематическом», этапе лексемы объединяются в тематические группы. А на четвёртом системная организация словаря приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носителей языка и возникает синонимия.
Принцип субъектности в овладении речью и языком учитывается при изучении индивидуальных различий в речеязыковом онтогенезе. Хотя наблюдаются значительные различия в этапах и очередности усвоения сфер языка в разных языковых группах, в целом обнаружено, что с восьми месяцев до двух с половиной лет в овладении языком наблюдаются три волны реорганизации:
1. Первоначальный рост числа существительных (от 0 до 100 слов, после чего следует снижение пропорции существительных в речи;
2. Медленно возрастает доля глаголов и сказуемых в речи (от 100 до 400 слов);
3. Непропорциональное увеличение слов закрытого типа (предлоги, союзы, местоимения от 0 до 400 слов, затем резкое увеличение от 400 до 800 слов.
По данным Э. Бейтс индивидуальные различия по объему используемых в речи слов до 1 года незначительны – 0-24 слов. После 1 года происходит резкий рост объема словаря: в 1 год 4 месяца средний объем активного словаря составляет 64 слова, в 2 года дети используют в своей речи в среднем 312 слов. В 2 года 6 месяцев средний объем активного словаря достигает 534 слова.
Усвоение ребенком словарного состава родного языка не исчерпывается его количественным ростом. В этом процессе существенное значение имеет развитие значений слов.
Значение слова – понятие, которому приписывается психологическая реальность.
Слова организованы в систему и связаны между собой множеством смысловых связей, отражающимися в языке опосредованно через сознание людей. Именно эта система является организующим звеном семантических полей. Лексическая система и уровень сформированности семантических полей определяют точность употребления и актуализации слов.
Формирование речи есть обучение ребенка различным видам и формам речевой деятельности. Полноценное овладение языком предполагает сформированность навыков, необходимых для выполнения коммуникативных ролей как говорящего, так и сушащего, как и пишущего, так и читающего. Исходя из того, что предметом речевой деятельности является мысленное отражение фрагмента действительности в сознании человека, речевая деятельность может быть определена как интеллектуальная. Соответственно основная цель речевой деятельности – формирование и формулирование мысли, а значит, обучение речевой деятельности непременно способствует развитию мышления ребенка.
Таким образом, при анализе исследований по проблеме развития речи у детей раннего возраста в онтогенезе существенно рассматривать возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень сознания ребенком речевой действительности и ассоциаций. При нормальном развитии дети в возрасте трех лет владеют словарем в 800 слов.
Список литературы:
1. Литавор, В. С. Педагогический концепт как системное креативное проектирование образовательной ситуации / В. С. Литавор // Гуманитарный вектор. – 2013. – №4.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М. : Советская энциклопедия, 1969.
3. Борисенко, М. Г. Диагностика развития ребенка (0-3 года) : Практическое руководство по тестированию / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб. : Паритет, 2006.
4. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. – М. : Педагогика, 1972.
5. Колесникова, И. А. Качество воспитательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// www.openclass.ru/node/90053. (08.12.2017).
6. Султанова, Т. А. Образовательная ситуация как объект прогнозирования развития школы / Т. А. Султанова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – №7.
7. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М. : АПН РСФСР, 1996.
8. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. – М. : Смысл, 2003.