Кристина Крючкова
Что такое письменная речь
▼ Скачать + Заказать документы
В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Чтение и письмо теснейшим образом связаны друг с другом, как в своем развитии, так и в постоянном употреблении: в процессе письма пишущий прочитывает написанное им и тем контролирует свое письмо; читающий читает ранее написанное им или другим лицом.
Публикация «Что такое письменная речь» размещена в разделах
Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью, использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.
В процессе своего развития структура, как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их; пишущий опирается при этом на проговаривании того, что пишет.
Человек, имеющий достаточно автоматизированный навык письма, пользуется уже закрепившимися навыками написания не только отдельных букв, но и слогов, звуковых комплексов и даже целых слов. Овладение процессом письма можно считать завершённым, когда он не мешает процессу изложения мысли.
Звуковой анализ и синтез лежат в основе, как чтения, так и письма, но для письма наибольшее значение имеет анализ, а для чтения - синтез. Овладение процессом чтения можно считать завершённым, когда он не мешает полноценному пониманию прочитанного.
Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием. Написание слова распадается для ребё нка на ряд задач: выделить звук, соотнести его с буквой, запомнить её, записать, проверить её правильность. По мере развития навыка письма, психологическая структура его меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в моторный навык, «кинетическую мелодию».
Выделяют три уровня организации письма :
I. Психологический уровень:
1) возникновение намерения, мотива;
2) создание замысла (о чём писать);
3) создание на его основе общего смысла (что писать) содержания;
4) регуляция деятельности и осуществление контроля над выполняемыми действиями.
II. Психофизический (или сенсомоторный) уровень. Состоит из 2 подуровней:
1) сенсо-акустико-моторный;
2) оптико-моторный.
Сенсо-акустико-моторный подуровень состоит из звеньев, реализация которых позволяет ответить на вопрос, как писать:
а) обеспечивает процесс звукоразличения; он создает основы для операций акустического и кинестетического анализа звуков, слов;
b) обеспечивает установление последовательности в написании букв в слове;
c) всё это возможно, если сохранна слухоречевая память, на оптико-моторном подуровне происходят сложные процессы перешифровки (перекодирования) с одного кода на другой:
а) со звука на букву;
б) с буквы на комплекс тонких движений руки, то есть в моторное предметное действие, соответствующее написанию каждой отдельной буквы.
III. Лингвистический уровень организации письма отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо.
Таким образом, письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание; зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и т. д.
В понимании Леонтьева, письмо как вид деятельности включает три основные операции:
а) символическое обозначение звуков речи;
b) графическое моделирование слова;
с) графо-моторные операции.
В основе нарушений письменной речи лежат нарушения устной речи. Левина выделяет ряд факторов, на которых базируется письменная речь :
1) достаточный уровень овладения устной речью, речевой стаж;
2) достаточное развитие фонематического восприятия;
3) достаточные оптико-пространственные представления;
4) развитая аналитико-синтетическая деятельность (ребёнок должен уметь сопоставлять, сравнивать, анализировать, выделять);
5) достаточно развитые внимание, память, работоспособность, зрительно-двигательные дифференцировки;
6) достаточное развитие личности;
7) Мотивация (желание).