Людмила Круговых
Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 сентября 2023 года детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Аббревиатура - ФОП ДО.
Главная цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
Публикация «Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО» размещена в разделах
Сегодня актуальны парциальные программы, так как ФГОС ДО сохранил возможность формирования вариативной части образовательной программы : не менее 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, и не более 40% можно формировать по своему усмотрению. Детские сады могут ориентироваться на собственные запросы, приоритетные направления, специфику национальных, региональных и других условий.
Актуальны и педагогические технологии, так как ключевая фраза ФОП ДО, что педагоги самостоятельно выбирают формы, методы и средства реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
В ФОП ДО конкретизированы нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях : «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и содержание работы педагога. Содержание работы увеличилось по всем образовательным областям. Новая программа во многом расширяет и конкретизирует требования ФГОС дошкольного образования. Так, содержательный раздел стал достаточно большим, появились новые направления работы (экономика, туризм, цифровая безопасность).
Названия возрастных групп (младшая, средняя, старшая, подготовительная) в ФОП ДО отсутствуют (равно как в ФГОС ДО, они заменены на этапы по году рождения. В ФГОС прописаны три этапа: младенческий возраст - с двух месяцев до года, ранний - с года до трех, дошкольный - с трех до семи лет. ФОП ДО предлагает более подробную градацию - от год до двух, от двух до трех, от трех до четырех и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.
Работа в дошкольных образовательных организациях теперь строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа: любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу, доброта, ценность человека и семьи, ценность знаний, красоты, здоровый образ жизни, труд.
ФОП ДО дал основные ориентиры по построению работы : содержание, объем, предполагаемые результаты. Как их достичь - сад по большей части решает сам.