Светлана Афанасенкова
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение русской народной сказки
МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Воспитатель: Афанасенкова Светлана Викторовна
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: нод
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) : групповая, индивидуальная,
Виды детской деятельности :_восприятие художественной литературы, коммуникативная, игровая, изобразительная (рисование)
Средства:
Публикация «Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
наглядные: коллекция «Лен», папка-передвижка «Как наши предки шили одежду»
литературные: стихотворение «О чем то скрипит половица», сказка «Хаврошечка», сказочные загадки, занимательные вопросы
музыкальные
оборудование: книги, карандаши, листы-раскраски формата А4, мешочек, деревянные фигурки героев сказок
Задачи Воспитательные: Прививать любовь к чтению и интерес к книге.
Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, сопереживание, умение радоваться жизни совершать добрые поступки.
Обучающие: Вспомнить известные детям русские народные сказки.
Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Формировать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Развивающие: Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать сказочным персонажам.
Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение, совершенствовать навыки связного высказывания.
Обогащать словарь детей словесными оборотами, словами встречающимися в сказке.
Планируемые результаты Знание сказок (название, герои, содержание); умение отличать сказочную ситуацию от реальной; знать как могут начинаться сказки и как заканчиваться.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационно-целевой О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По группе ходят сказки. Организует
Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание Слушают, сосредотачивают внимание
2. Содержательный Рассматривание книжной выставки (работа со знакомыми сказками)
Викторина по сказкам
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
Ой Лиса, Лиса, Лиса
Хитрая плутовка.
Пела песенку она очень, очень звонко:
-Петушок, Петушок!
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Эта ловкая плутовка
Посадила в прорубь волка.
А потом на нём каталась,
Очень хитро ухмылялась:
«Битый небитого везёт.»
Дед и бабка вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Д. иг. «Сказочный вопрос»
- Какие росли плоды на яблоне в сказке «Гуси-лебеди»?
(груши, сливы, яблоки)
-Кого поймал Емеля в проруби в сказке «По- щучьему велению»?
(щуку, кита, карася)
-Кто ругал зайца за его хвастовство в сказке «Заяц-хвастун»?
(курица, журавль, ворона)
_Кто щи варил в сказке «Крылатый, лохматый, да масляный»?
(пирожок, пельмень, блин)
Из копытца какого животного напился братец Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
(козлиного, поросячьего, коровьего)
Как начинается сказка «Заяц – хвастун»?», «Крылатый, лохматый, да масляный»?
-Какие вы у меня молодцы. сказки знаете. Мне очень приятно.
Динамическая пауза «Я на скрипочке играю»
(дети садятся на ковер)
- На нашей книжной выставке есть сказка с которой мне бы хотелось вас познакомить. (книгу беру с полки) это сказка «Хаврошечка».
Чтение сказки «Хаврошечка» воспитателем.
-Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод запомнился?
- Нам в сказке встретились незнакомые слова. Я предлагаю кому интересно, пойти со мной дальше… в музей слов.
Динамическая пауза: большие ноги идут по дороге, маленькие ножки идут по дорожке (повтор)
Работа в музее слов.
(воспитатель зачитывает предложения со словами, которые надо объяснить)
Вопросы по содержанию:
-Назовите героев сказки.
-Назовите сказочные образы в сказке? Сказочные ситуации?
(Одноглазка, Трехглазка, корова-волшебница, волшебная яблоня, (Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою, из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила)
-Как жилось Хаврошечке у злых людей?
-Что заставляла мачеха Хаврошечку делать?
- Может кто-то знает из чего Хаврошечка должна была прясь нить и ткать полотно?
Рассказ воспитателя :
- Не случайно именно лен попал в сказку. На Руси издавна выращивали лен. Наши русские ткани славились во всем мире. Эти ткани за их красоту до сих пор называют «северным шелком».
-Ребята, где мы с вами живем? (ответы детей)
(На территории нашего района тоже выращивали лен, а на заводе его перерабатывали.)
-Могла ли Хаврошечка одна справиться со всеми заданиями, которые давала ей мачеха?
- Кто же ей помогал?
-А как девушка относилась к коровушке?
-Почему мачеха потребовала зарезать молодую корову –кормилицу? ( словарь: корова- кормилица) Почему так называли)
-Что сказала коровушка Хаврошечке?
-Как коровушка- яблонька отблагодарила ее за ее страдания?.
-Что победило в сказке добро или зло?
-Давайте вспомним еще раз как начиналась сказка и как она закончилась. Вовлекает в совместную деятельность
Организует
Вводит элемент новизны; инициирует общее обсуждение
Организует
Напоминает, побуждает детей к высказыванию
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Инициирует общее обсуждение;
побуждает детей к высказыванию;
проявляет уважение к детским высказываниям Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями
Участвуют в групповых действиях; демонстрируют физическую активность
Слушают; выражают собственные мысли
Делают выбор; демонстрируют физическую активность
Слушают; выражают собственные мысли
Выражают свое мнение по вопросам
3. Итоговый (рефлексия) Я на столы поставила карандаши и положила листочки для раскрашивания кто, хочет может выбрать, присесть и раскрасить иллюстрацию, чтобы даже на рисунке мы с вами видели что
Хаврошечка и в правду стала жить поживать и лиха не знать. Ставит цели индивидуально или группе детей, которые отвечают их интересам и потребностям; наблюдает за детьми во время выполнения задания; выражает искреннее восхищение Делают выбор; переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность
Литература:
«Развитие речи в детском саду. Старшая группа. В. В, Гербова. – М. ; Мозаика-Синтез, 2014.»
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. О. С. Ушакова- М. :ТЦ Сфера, 2011»
«Придумай слова. Игры по развитию речи. О. С. Ушакова –М. ТЦ. Сфера, 2011»