Елена Гостенина
План-конспект ОД детей 5–6 лет по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект образовательной деятельности детей 5 - 6 лет по речевому развитию.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Царевна Лягушка».
Воспитатель: Юшина Елена Николаевна
Цель: развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Формирование лексико-грамматического недоразвития речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «План-конспект ОД детей 5–6 лет по речевому развитию „Чтение русской народной сказки „Царевна-Лягушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Совершенствовать навык составления предложений, описательного и цепного рассказа по опорным схемам.
Развивающие :
формировать правильное речевое дыхание : закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, зрительное внимание, слуховое внимание.
Развивать у детей : фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением).
Воспитательные:
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Воспитывать бережное отношение к животным.
Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы демонстрационные: картинки по содержанию сказки, опорные схемы для пересказа сказки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».
Ход ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компоненты образовательной деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивационный компонент)
- мотивация
(способствовать эмоциональной заинтересованности детей;
восприятию произведения)
- Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? У нас сегодня необычное занятие! Я приглашаю вас в сказку.
На чем можно отправиться в путешествие по сказкам? Мы полетим на ковре-самолете.
1-2-3 вокруг себя обернись и на ковре-самолете очутись.
Посмотрите наверх, что вы там видите?
Посмотрите вниз, что вы там видите?
К какой это сказке мы прилетели в гости?
Дети производят движения согласно словам педагога
Ответы детей.
(облака, небо, птица пролетела и т. п).
«Царевна-лягушка») (по картинке)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (операционно - деятельностный компонент)
-описание форм и методов, способствующих восприятию детьми произведения:
установить последовательность событий,
представить образ героев,
разобраться в их поступках.
Способствовать формированию
умения осваивать идею произведения
беседа, вопросы поискового характера, рассуждение,
анализ.
игровые приемы, рассматривание иллюстраций,
пересказ.
Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку.
Беседа по содержанию сказки
• Расскажите, как получилось, что Иван-царевич женился на лягушке.
• Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам. (по схемам)
• Расскажите, как девушки их выполнили.
• Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?
• Как помогли звери Ивану-царевичу победить Кощея?
• Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
- Дети, сейчас вы слушали сказку.
- А что же сказочного в этой истории?
- Вы все верно подметили.
Физкультминутка
Воспитатель: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок.
Итак, повторяем за мной:
Ты катись, катись, клубок,
Приведи ты нас в лесок,
Там высокий дуб стоит (тянем руки вверх, стоя на носочках)
А на нем сундук висит,
Зайчик там сидел, дрожал,
Нас увидел- убежал,
В зайце уточка была
И яичко стерегла.
Мы яичко разобьем,
Смерть Кощееву найдем!
Словарная работа
- В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками:
Баба Яга. , (костяная нога)
зубы. (на полке,.
а нос. , (в потолок врос)
Василиса. (Премудрая,
Кощей. (Бессмертный)
- Почему Василиса — Премудрая, а Кощей — Бессмертный
А еще в русских сказках есть особенные, «сказочные» слова. Какие?
Есть такие слова — «грустить», «загрустил». В сказке говорится не просто загрустил, а как?
- Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.
- Не просто догадалась Василиса? - Смекнула.
- Не удивились гости, а. - Диву дались.
Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, называть их.
- Да, в русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу : «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». Что означают эти слова? Как вы их понимаете?
Почему так говорят, подумайте.
- «Пошел Иван-царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?
Дети: Сам не знает куда, куда ноги ведут.
- Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть.
Что означает выражение «пустился удирать»?
Как сказать по-другому? Дети отвечают
Баба Яга спросила у Ивана-царевича : «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Что это значит?
По делу пришел или от дела бежишь?
- Как сказать по-другому?
- А выражение это просто запомните. Так давным-давно на Руси говорили
Вот какую интересную сказку вы услышали. Как она называется?
Дети слушают
Дети отвечают на вопросы
(вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)
(машем вытянутыми руками над головой)
(наклоны влево-вправо) (приседания)
(прыжки)
(машем руками вверх-вниз) (соединяем пальцы рук в шар) (стучим кулачками)
(хлопаем в ладоши над головой)
(Дети отвечают).
Ответы детей :
Дети отвечают.
К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает.
Дети: Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?
Дети: «Царевна-лягушка».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (аналитический компонент)
- подведение итогов
- определение перспективы полученных знаний (выполненной работы)
Нам уже пора и домой возвращаться.
Садимся на ковер-самолет, а я говорю волшебные слова:
Мы глазами повращаем.
И немножко поморгаем,
Посмотрели вверх и вниз,
И на носик покосись,
Глазки широко раскроем,
И все дружно их закроем
Закрываем мы глаза,
Представляем чудеса.
- Кто царевну,
- Кто лягушку,
- Кто дворец, а кто избушку,
А сейчас откроем глазки
Вот и вышли мы из сказки.
- Ребята, в какую сказку мы путешествовали?
- Кто автор этой сказки?
- Кто главные герои этой сказки?
Нарисуйте дома то, что вам больше всего запомнилось в этой сказке.
Дети выполняют действия согласно словам педагога. Ответы детей
Список литературы.
БольшеваТ. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Ерошина С. Пальчиковая игра тренинг. – Логопед 2007 № 4 с. 37
Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.