Ольга Титова
Чтение народной поэзии малышам
▼ Скачать + Заказать документы
Со стихами ребенок знакомится раньше чем, с прозой. Он чувствует их ритм, музыкальность, легко и охотно заучивает наизусть.
Первых стихи, которые узнает ребенок,- произведения народной поэзии : потешки («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока и др., песенки («Киска», «Петушок», «Жили у бабуси» и т. д.)
Публикация «Чтение народной поэзии малышам» размещена в разделах
Эти короткие произведения важны для развития ребенка. В них любовь к труду («Нана Катя подрастет», «Пальчик-мальчик», черты товарищества, дружбы («Пошел котя на торжок», «Кисонька-мурысонька»). Потешки рассказывают об аккуратности, чистоплотности, послушании («Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»). Через народные песенки ребенок поэтически воспринимает окружающий мир («Во поле березонька стояла», «Ходит конь по бережку», познает родной язык. Народная поэзия развивает память, мышление, их воображение.
Чтение народной поэзии требует мастерства.
Часто педагоги, исходя из того что произведения народной поэзии невелики по объёму и просты по сюжету, приступают к их чтению сразу, без анализа, без предварительного чтения вслух.
Это приводит к монотонной, невыразительной передаче, к неверным логическим ударениям и паузам, к орфоэпическим ошибкам. Такое чтение не достигает цели, не производит на ребенка должного воздействия. Чтобы выразительно прочитать коротенькое произведение народной поэзии, необходимо серьезная подготовка, понимание особенностей литературного жанра и его значения для воспитания ребенка.
Народные песенки и потешки больше всего читают и разучивают с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Если ребенок, положим дурно настроен, капризничает, то, чтобы развлечь его, позабавить, читают потешку ему одному. Занятия с группой активизируют и сплачивают детей, способствуют бодрому настроению.
Первые стихотворные произведения для детей отличаются поэтичностью, занимательностью, предельной простотой сюжета.
И стихотворение в целом, и каждая его строчка кратки, ритмичны. Главное в них - игровой момент.
Народная поэзия для детей забавна, весела, жизнерадостна и вместе с тем поучительна. В ней рассказывается о детях («Наша доченька в дому…», «Наша Маша маленька», об играх («Ладушки», «Сорока-белобока», о животных и птицах, хорошо знакомых ребенку.
В потешках и песенках ярко выражены характеры персонажей, много ласкательных слов, интимных обращений и оборотов. Иные из них, например «Ладушки», имеют форму диалога. Одни построены по типу обращения («Кисонька, кисонька», «Петушок, петушок», «Водичка, водичка», другие - по типу сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).
В соответствии с содержанием и языком потешки или народной песенки ее произносят весело, эмоционально, с соблюдением ритма, присущего народной поэзии.
Чтение потешек и народных песенок следует проводить в форме игры, сопровождая слово движением.
Так, начиная рассказывать потешку «Сорока_белобока», воспитатель держит открытой ладонь ребенка и водит по ней пальцем другой руки, помешивая воображаемую кашку, которую варила сорока, чтобы накормить деток. При словах «Этому дала» загибает один палец за другим; при словах «Ты мал, круп не драл, кашки не варил, деток не кормил» покачивает мизинцем малыша.
При чтении потешки «ладушки, ладушки» ребенок, сообразно с ритмом стиха, хлопает в ладоши. Со словами «Шу, полетели!» поднимает руки вверх, со словами «На головку сели» опускает их на голову, а при словах «Прочь улетели» снова поднимает рки и машет ими.
Чтение потешки «Катя, Катя маленька» сопровождается ходьбой ребенка. Фраза «Топни, Катя, ноженькой» совпадает с соответствующим движением.
Разучивание потешки «Киска, киска» хорошо сочетается с занимательной игрой. Ребенку дают игрушку – кошку. При словах «Киска, киска, киска, брысь!» ребенок машет рукой, словно прогоняя кошку, а при чтении последующих фраз грозит ей пальцем.
Дети младшего возраста не воспринимает быстрой речи. Поэтому потешки, народные песенки должны произноситься неторопливо и отчетливо, чтобы смысл каждого слова был ясен ребенку.
Читая потешки, необходимо соблюдать и ритмические паузы, выделяя главное слово в предложении. Тогда ребенок на него внимание и оно запечатлеется в сознании.
Так готовясь к чтению детям забавного стихотворения «Идет коза рогатая», воспитатель должен заранее выделить логические ударения, разметить паузы, обдумать, какими жестами сопровождать чтение.
Чтение этого стихотворения может сопровождаться ходьбой ребенка, который прижимает к вискам руки с вытянутыми вперед указательными пальцами.
Если прочитать эту потешку без подготовки, она не дойдет до сознания ребенка, не заинтересует и не позабавит его.
Недопустимо чтение народной поэзии по книге. Потешки и народные песенки воспитатель заучивает наизусть, произносит легко, свободно, постоянно обращаясь к детям и наблюдая, как они воспринимают текст, как реагируют на чтение.
При внимательной подготовке педагога чтение народной поэзии принесет детям пользу.