Нафига Галямова
Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «4 желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение и пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского
Цель: научить детей пересказывать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания»;
Образовательные задачи: развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; систематизировать, уточнять и углублять знания детей об особенностях каждого времени года;
Публикация «Чтение и пересказ рассказа К, Ушинского „4 желания“» размещена в разделах
Развивающие: развивать умение передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту, способствовать развитию связной речи,
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; совершенствовать тонкую моторику движений и общую координацию
Ход:
Воспитатель:- Сегодня утром в детский сад приходил почтальон, оставил конверт. А что находится в конверте, мы узнаем, если отгадаем загадки
1. Загадки о временах года ( звуковая запись: П. И. Чайковский “Времена года”)
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня. (зима).
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня. (весна).
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (лето).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я. (осень).
(По мере отгадывания вывешиваются на доску картинки с изображением времен года)
Воспитатель: - Как назвать осень, зиму, весну, осень одним словом?
Дети:- Времена года
2. Пальчиковая гимнастика.
Будем дружно вспоминать
Время года называть (хлопки «ладошки – кулачки»)
Этот пальчик – осень (загибаем поочередно каждый палец, начиная с большого пальца)
А за ней – зима
За зимой – весна
За весною лето
Солнышком согрето.
Времена года хороши
Любят все их от души!
Воспитатель:- У каждого из нас есть мечта. А что такое мечта?
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Жил мальчик Митя, у него тоже были желания, хотите узнать? Об этом мальчике писатель К. Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания»
(На доску вывешивается портрет писателя К. Ушинского)
3. Чтение рассказа.
Беседа по содержанию.
-Понравилось ли вам произведение?
-Что мы прочитали: рассказ, стихотворение или сказку? Как догадались, что это рассказ?
-О ком идет речь? Кто главный герой?
- Какое время года описывается в начале?
- Что делал Митя зимой?
-Что посоветовал папа?
-Чем занимался весной?
-Чем понравилось лето?
- Что советовал папа осенью?
4. Физминутка
Мы на саночках катались (полуприседания,
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,
Хорошо, когда зима! (прыжки на месте!
Бабочки порхают (руки в стороны,
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота! (руки вверх,
Что за прелесть весна! (прыжки на месте!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,
В речку удочку забросим (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх,
Лето – лучшее время года! (прыжки на месте!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны,
Осень – лучшее время в году! (прыжки на месте!
5. Словарная работа (по тексту)
Воспитатель: - Ребята, в рассказе есть слова, значение которых нужно уточнить
-Что означает слово румяный (красный, алый)
-Как объяснить значение словосочетания «карманная книжка», записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера)
-Как понять словосочетание «вволю набегался», «повеселился вволю» (достаточно много)
-Что значит восторг? (веселье, радость)
-Что такое сенокос? (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-А что такое желание? (просьба, мечта, задумка)
6. Составление схемы рассказа
Воспитатель: - Я буду читать рассказ, каждую его часть мы будем записывать схемами
Чтение первой части рассказа.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал»
Воспитатель: - О каком времени года говорится в этой части?
(Выставляется модель времени года – «снежинка»)
Воспитатель: - Что можно нарисовать? (горку, санки, коньки, карманную книжку).
Выставляются картинки на доску
Чтение второй части рассказа.
Воспитатель: - «Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»
Воспитатель: - Что нарисуем сейчас?
( Выставляются на доску : модель времени года - «кораблик», картинки: бабочка, цветок, записная книжка)
Чтение третьей части рассказа.
Воспитатель: - «Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку».
Воспитатель: - Что нарисуем сейчас?
(Выставляется на доску модель времени года - «солнце», картинки с изображением травы, рыбы, ягод, копны сена, записной книжки)
Чтение четвертой части рассказа
Воспитатель: - «Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»
Воспитатель: - О каком времени говорится?
(На доску выставляется модель времени года - «разноцветные листья»)
Воспитатель: - Что нарисуем?
(Выставляются на доску картинки с изображением яблока, груши, записной книжки)
7. Пересказ детьми рассказа
Воспитатель: - Ребята, мы записали схемами рассказ, они помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно
Воспитатель: - Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа
Пересказ ребенком первой части
Воспитатель: - Кто продолжит?
Ответы детей.
Воспитатель: - Кто может рассказать историю с начала до конца?
8. Заключительная часть
Воспитатель: - С каким произведением познакомились?
Кто написал рассказ?