Людмила Толкачева
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.
Публикация «Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Художественная литература открывает для ребёнка жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Чтение художественной литературы по ФГОС содержится в двух образовательных областях это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства в том числе словесного
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• восприятие художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
Литературное развитие ребенка 3-4 лет содержит в себе знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
В воспитательно-образовательной работе по данному направлению нами используются следующие методы:
Чтение взрослого, при котором утрированно используем выразительное рассказывание, при котором голосом пытаемся рисовать образы и картины происходящего.
Также нами используется инсценирование произведений с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в неё включаем разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий и т. д.
Используется и метод рассматривания иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение отдаем книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.
Нами используются игры-драматизации — это игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов
Привлекаем к участию в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам
В возрасте 4-5 лет ребёнок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.
У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и её отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного.
Основные методы литературного развития, используемые нами в этом возрасте, следующие:
Это чтение взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.
Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.
В этом возрасте начинаем использовать такой метод как моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения.
Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
В центре художественной литературы мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.
Книги и тематические выставки меняем каждые две недели, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.
В младшей группе познакомили детей с центром художественной литературы, его устройством и назначением, приучали к правилам бережного отношения
Брать книги чистыми руками
Перелистывать осторожно
Не рвать
Не мять
Не использовать для игр
После просмотра книги, класть ее на место.
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.
К сожалению, мы отметили недостаточный интерес детей нашей группы к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу нами был реализован краткосрочный проект «Звери и птицы Евгения Чарушина».
Цель проекта: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина.
Задачи по работе с детьми.
Дать детям знания о художнике и писателе Е. И. Чарушине
Формировать интерес к художественной литературе
Развивать у детей воображение, наблюдательность
Активизировать лексический словарь детей
Расширять представление детей о мире живой природы
Воспитывать бережное отношение к животным
Задачи по взаимодействию с родителями.
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе
Продолжать формировать интерес родителей к чтению детской литературы
Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек
Над проектом мы использовали следующие формы работы:
• Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина.
• Пересказ произведения по опорным схемам
• Рассматривание иллюстраций
• Беседа о прочитанном произведении
• Рисование животных
• Лепка кролика с морковкой
• Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»
• Сюжетно-ролевые игры: «Айболит спешит на помощь», «Зоопарк»
Родители активно участвовали в реализации проекта. Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили центр художественной литературы книгами Е. И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах». Получили рекомендации по совместному посещению контактного зоопарка «Каменский дворик» и «Птичий остров».
В результате проведенной работы по проекту
o дети получили знания о писателе Е. И. Чарушина.
o Познакомились с произведением писателя, животными и птицами, представленными в книгах
o У детей сформировались навыки пересказа по предметно-схематическому изображению
o Дети приняли участие в выставке рисунков по произведениям Е. И. Чарушина.
o Совместно с родителями создали альбом «Ребята о зверятах»
o Сделали макет «Наш двор»
o Провели досуг «В гостях у бабушки Матрены»
Анализ результатов диагностики по художественно-эстетической деятельности (куда входят и произведения художественной литературы) показал, что наблюдается положительная динамика по всем показателям диагностики.
Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.
И в заключении хочется вспомнить слова Френсиса Бэкона
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»