Мария Бояринова
Чтение художественной литературы дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего детства ребенка сопровождает книга, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Публикация «Чтение художественной литературы дошкольникам» размещена в разделах
Но сам ребенок не полюбит книгу, именно взрослый должен помочь ребенку в этом. Главной задачей является привитие любви к художественному слову, уважения к книге: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленького слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Основными методами работы с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Необходимо не допускать, так называемого «механического» чтения, исключающее работу по содержанию.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.