Папки-передвижки

Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности

Шляндина Маргарита
Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

«Читательская грамотность» - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.

В федеральных государственных стандартах общего образования именно читательская грамотность (или смысловое чтение) является важнейшим результатом обучения, т. к. формируется при изучении различных предметных областей.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.

Четыре направления процесса приобщения ребёнка к книге:

развитие стремления ребенка к широкой начитанности;

побуждение к заучиванию наизусть художественных произведений и выразительному их исполнению;

развитие данной ребенку от природы способности к речевому творчеству на основе читательского опыта.

формирование у детей желания фиксировать свои впечатления и наблюдения;

Педагогу важно помнить:

заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать;

работу по приобщению к книге нужно начинать «чем раньше, тем лучше»;

одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.

ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К КНИГЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.

Алгоритм формирования предпосылок читательской грамотности

Выбор произведения, подготовка к анализу

Подготовка к восприятию текста

Беседа –диалог педагога с ребенком

Разбор произведения

Рассматривание иллюстрации

Совместная игровая деятельность по мотивам произведения

Одна из задач ФГОС научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии.

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:

Верные и неверные утверждения

Дерево предсказаний

Чтение с остановками

Толстые и тонкие вопросы

Перемешанные события

Прием «Верные и неверные утверждения»

Перед занятием необходимо подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть верными и неверными. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что. .». Читаем утверждения, а дети, если утверждение верное ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия проводим проверку. Снова читаются утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого- либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен.

Приём «дерево предсказаний» был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено, и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приём может использоваться на занятии любого типа по любому предмету.

Прием «Чтение с остановками» или

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Выбирается какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Необходимо разметить это произведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашивать у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать.

Дочитав до финала, обсудить с детьми сходства и различия их версий с оригинальной.

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» хорошо проводить либо в непосредственно образовательной деятельности детей, либо в организованной деятельности детей в режимных моментах при чтении художественной литературы.

Пример.

Тема: Виктор Драгунский «Друг детства»

На стадии вызова детям предлагается подумать над названием рассказа.

Читаем название.

- О чем может быть рассказ с таким названием?

На доске появляются предположения.

На смысловой стадии используется прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки хорошо использовать вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации.

«Толстые и тонкие вопросы»

Осмысление содержания художественного произведения.

«Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа: почему? Зачем?

Суть «толстых» и «тонких» вопросов

Толстые вопросы

Дайте три объяснения, почему?

Объясните, почему?

Почему вы думаете?

Почему вы считаете?

В чем различие?

Предположите, что будет, если?

Что, если?

Тонкие вопросы:

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Будет?

Мог ли?

Как звать? Было ли?

Согласны ли Вы?

Верно ли?

Приём «Перемешанные события»

Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок.

Приобщая детей дошкольного возраста к книге,

воспитатель решает конкретные задачи:

- воспитывает интерес к художественной литературе, развивает способность к целостному восприятию произведений разных жанров, при этом обеспечивая усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;

- формирует первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

- воспитывает литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

- учит улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, т. е. развивает поэтический слух.

Приобщая детей дошкольного возраста к книге нужно соблюдать ряд условий:

1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;

2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;

3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;

4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях, они не вызывают работу мысли и чувств детей.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 12:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Шляндина Маргарита (УИ 156252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД