Шляндина Маргарита
Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Читательская грамотность» - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.
В федеральных государственных стандартах общего образования именно читательская грамотность (или смысловое чтение) является важнейшим результатом обучения, т. к. формируется при изучении различных предметных областей.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.
Четыре направления процесса приобщения ребёнка к книге:
развитие стремления ребенка к широкой начитанности;
побуждение к заучиванию наизусть художественных произведений и выразительному их исполнению;
развитие данной ребенку от природы способности к речевому творчеству на основе читательского опыта.
формирование у детей желания фиксировать свои впечатления и наблюдения;
Педагогу важно помнить:
заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать;
работу по приобщению к книге нужно начинать «чем раньше, тем лучше»;
одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К КНИГЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.
Алгоритм формирования предпосылок читательской грамотности
Выбор произведения, подготовка к анализу
Подготовка к восприятию текста
Беседа –диалог педагога с ребенком
Разбор произведения
Рассматривание иллюстрации
Совместная игровая деятельность по мотивам произведения
Одна из задач ФГОС научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии.
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
Верные и неверные утверждения
Дерево предсказаний
Чтение с остановками
Толстые и тонкие вопросы
Перемешанные события
Прием «Верные и неверные утверждения»
Перед занятием необходимо подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть верными и неверными. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что. .». Читаем утверждения, а дети, если утверждение верное ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия проводим проверку. Снова читаются утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого- либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен.
Приём «дерево предсказаний» был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено, и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Приём может использоваться на занятии любого типа по любому предмету.
Прием «Чтение с остановками» или
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»
Выбирается какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Необходимо разметить это произведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашивать у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать.
Дочитав до финала, обсудить с детьми сходства и различия их версий с оригинальной.
Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» хорошо проводить либо в непосредственно образовательной деятельности детей, либо в организованной деятельности детей в режимных моментах при чтении художественной литературы.
Пример.
Тема: Виктор Драгунский «Друг детства»
На стадии вызова детям предлагается подумать над названием рассказа.
Читаем название.
- О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.
На смысловой стадии используется прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки хорошо использовать вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации.
«Толстые и тонкие вопросы»
Осмысление содержания художественного произведения.
«Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа: почему? Зачем?
Суть «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы
Дайте три объяснения, почему?
Объясните, почему?
Почему вы думаете?
Почему вы считаете?
В чем различие?
Предположите, что будет, если?
Что, если?
Тонкие вопросы:
Кто?
Что?
Когда?
Может?
Будет?
Мог ли?
Как звать? Было ли?
Согласны ли Вы?
Верно ли?
Приём «Перемешанные события»
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок.
Приобщая детей дошкольного возраста к книге,
воспитатель решает конкретные задачи:
- воспитывает интерес к художественной литературе, развивает способность к целостному восприятию произведений разных жанров, при этом обеспечивая усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
- формирует первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- воспитывает литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
- учит улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, т. е. развивает поэтический слух.
Приобщая детей дошкольного возраста к книге нужно соблюдать ряд условий:
1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях, они не вызывают работу мысли и чувств детей.