Получи документы

Рабочая программа логопеда (подготовительная группа)

Зарина Тагзиева
Рабочая программа логопеда (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические ориентиры:

работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

• развивать общую, ручную, артикуляторную моторику,

• осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций,

• расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей,

Публикация «Рабочая программа логопеда (подготовительная группа)» размещена в разделах

• совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций,

• совершенствовать навыки связной речи детей,

• вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов,

• формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

1. Подготовительный этап логопедической работы

в подготовительной группе.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:

- развитие кинетической основы артикуляторных движений,

- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,

- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:

- формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,

- обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:

- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия:

- формирование четкого слухового образа звука.

2. Основной этап логопедической работы в подготовительной группе.

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи:

- уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,

- обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,

- обучение детей использованию прил. со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,

- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,

- формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,

- усвоение многозначных слов, переносного значения слов.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:

- совершенствование навыков употребления сущ. м. р., ж. р и ср. р. им. п. и косвенных падежей в ед. ч. и мн. ч.,

- совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,

- закрепление правильного употребления несклоняемых сущ. ,

- совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м. р., ж. р., ср. р. ед. имн. ч. ,

- обучение согласованию числ. с прил. и сущ. ,

- совершенствование навыков употребления предлогов : за-перед, за-у, под-из-под, за-из-за, около-перед, из-за – из-под,

- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов : ниц, ини, ин, иц, ец,

- совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным способом,

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных,

- обучение употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,

- обучение детей подбору однокоренных родственных слов,

- обучение детей образованию сложных слов.

Формирование синтаксической структуры предложения:

- развитие навыка правильно строить:

• простые распространенные предложения,

• предложения с однородными членами,

• простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,

- обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов – потому что, если, когда, так как.

Формирование связной речи:

- развитие навыка составления описательных рассказов,

- обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,

- обучение детей творческому рассказыванию.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи:

- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,

- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,

- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.

- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний и односложных слов,

- формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,

- знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,

- формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова :

• умение слышать гласные в слове,

• умение называть количество слогов,

• умение определять последовательность слогов,

• умение составлять слова из заданных слогов.

- совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,

- совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:

- развитие оральногопраксиса,

- формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.

- формирование речевого дыхания,

- совершенствование основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях,

- закрепление мягкой атаки голоса.

Обучение грамоте:

- обучение составлению графической схемы предложения,

- обучение составлению графической схемы слогов, слов.

- развитие языкового анализа и синтеза:

• раздельное написание слов в предложении,

• точка в конце предложения,

• заглавная буква в начале предложения.

- знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий,

- составление, печатание и чтение:

• сочетаний из двух гласных – ГГ,

• сочетаний ГС,

• сочетаний СГ,

• односложных слов – СГС,

• 2 – 3 сложные слова из открытых слогов,

• 2 – 3 сложные слова с последним закрытым слогом,

• 2 – 3 сложные слова со стечением согласных,

• предложений из 2 – 4 слов без предлога и с предлогом.

- обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

Педагогические ориентиры по образовательным областям.

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная деятельность в рамках данной области осуществляется, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы.

Игра:

театрализованная:

- учить детей пересказывать произведения от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи – лексические темы: сказки, сказочные герои, волшебные предметы,

- учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать словесные характеристики главным и второстепенным героям – пальчиковый и шагающий театр, театр игрушек,

• дидактическая - формировать у детей общефункциональные и специфические механизмы речевой деятельности.

Представления о мире людей и рукотворных материалов:

- формировать представления о Родине, о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны – лексическая тема: города,

- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку – лексические темы: одежда, обувь, мебель, посуда, игрушки, музыкальные инструменты, орудия труда, бытовые приборы, средства коммуникации, транспорт,

- расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении – лексические темы: профессии, транспорт, музыканты, достопримечательности города, улица города,

- продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функцией человека в природе – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, деревья-цветы, природные зоны-ландшафты, домашние-дикие животные, домашние-дикие птицы, жители водоемов,

- расширять представления детей о праздниках – лексические темы: Новый год, день защитников Отечества, Женский день,

- расширять представления детей о художественных промыслах – лексическая тема: промыслы,

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,

- учить детей понимать и устанавливать логические связи.

Безопасное поведение в быту, социуме, природе.

- побуждать детей использовать в реальной ситуации и играх знания основных правил безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, овощи – фрукты - ягоды, инструменты, птицы, животные, игрушки, посуда, улица города, бытовые приборы, части тела, транспорт,

- формировать представления детей о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, защитники, Новый год,

- формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде – лексическая тема: средства коммуникации,

- расширять объем предметного и адъективного словаря импрессивной и экспрессивной речи, объяснять семантику слов – все лексические темы,

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для окружающей природы поведении, выполнять правила без напоминания взрослых – лексические темы: деревья-цветы, ландшафты, природные зоны.

Труд:

- учить детей учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них – лексические темы: посуда, игрушки, промыслы,

- расширять и уточнять словарный запас детей на речевом материале, который используется в различных видах труда – лексические темы: профессии, промыслы, защитники, транспорт,

- совершенствовать связную речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания – лексические темы: части тела, профессии,

- развивать планирующую и регулирующую функции речи детей в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно - бытового труда.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Конструирование:

- закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи – рассказы – описания,

- закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом соответствующую лексику,

- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом – счетные палочки, пазлы, лего, гаечный и прищепковый конструктор,

- учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное регулирование, словесное планирование деятельности,

- закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметный и сюжетных картинок, сборно – разборных игрушек – лего, гаечный и прищепковый конструктор; иллюстрированных кубиков и пазлов (15-30 деталей,

- формировать партнерские отношения и коммуникативно – речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.

Представления о себе и об окружающем мире:

- развивать речевую активность детей,

- расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, животные: домашние и дикие, птицы: домашние и дикие, деревья, ландшафты, природные зоны, космос,

- учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связного высказывания – все лексические темы,

- учить детей при рассказывании литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым – моделирование,

- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование,

- учит детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи. составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.

Элементарные математические представления:

- развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, объекта и обозначать это словами: впереди, сзади,

рядом со мной, надо мной, подо мной,

- учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием отрицания «не»,

- развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку.

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:

• коммуникативной,

• регулирующей,

• познавательной.

Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.

- развивать речевую активность детей,

- развивать диалогическую форму речи,

- учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации,

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,

- совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,

- развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,

- учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,

- учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,

- разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,

- формировать у детей мотивацию к школьному обучению,

- познакомить детей с понятием «предложение»,

- учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,

- обучить детей элементарным правилам правописания.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Изобразительное творчество:

- уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках – трафареты по лексическим темам, описательные рассказы,

- учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание,

- учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием,

- закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства – описательные и сюжетные рассказы,

- развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашом, фломастером – рабочие тетради по письму,

- знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства, народными игрушками и предметами: гжельская посуда, богородская, семеновская, дымковская, городецкая,

- учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объясняя в конце работы содержание получившегося продукта деятельности,

- развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации.

Музыка:

- накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов – лексическая тема: музыканты,

- обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Физическая культура:

- утренняя гимнастика – комплексы коррекционно-развивающих упражнений по совершенствованию всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации,

- учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению – специфические пальцевые упражнения,

- учить детей выполнению упражнений по словесной инструкции взрослого,

- закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления – самомассажи,

- совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных – кинезиологические упражнения,

- закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений,

- уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.

Представления о здоровом образе жизни и гигиены:

- учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, побуждая их вербальными и невербальными средствами сообщать взрослым о своем самочувствии, объяснять, что болит,

- продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства,

- продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию – комплексы дыхательных упражнений,

- стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья,

- обращать внимание на особенности психомоторики детей и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты – интеллектуальный самомассаж профессора Ауглина, нейропсихологические упражнения.

Публикации по теме:

Рабочая программа по образовательной области «Безопасность» на основе программы «Радуга» (подготовительная группа) Программа "РАДУГА" ФГОС. Образовательная область «Безопасность» (формирование основ безопасного поведения у детей) Основы безопасного поведения.

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский.

Рабочая программа (старшая группа) Пояснительная записка Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего организовать.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 2) Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3) Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4) Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 5) Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР, ОНР 3 уровня (подготовительная группа) Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6) Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?»,.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая) Содержание Пояснительная записка…. …. 3 Объём образовательной нагрузки….6 Перспективно-тематическое.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа логопеда (подготовительная группа)
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 22:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа логопеда (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Зарина Тагзиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД