Нуржамал Есмаганбетова
Методическое пособие для учителей начальных классов «Формирование смыслового чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Общеобразовательная школа имени Абая
отдела образования Федоровского района» управления образования акимата Костанайской области
Формирование
смыслового чтения
Учебно - методическое пособие для учителей начальных классов
с. Федоровка 2025 г.
Учебно - методическое пособие для учителей начальных классов
«Формирование смыслового чтения» разработана как дополнительный материал, практическая помощь учителям начальной школы.
Цель смыслового чтения - понять информацию из текста, уловить её детали и практически осмыслить всю информацию. Это есть вчитывание и проникновение в смысл текста. Если ребенок владеет осознанным чтением, то у него развивается устная и письменная речь. Для совершенствования техники чтения, выразительности, понимания главной мысли произведения, учитель использует различные типы и виды чтения, подбирает материал для эффективного обучения.
У учащихся установятся следующие результаты:
научатся извлекать из текста информацию
будут находить информацию и формулировать простые выводы.
умение интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста
находить причинно-следственные связи
задавать вопросы, отвечать на вопросы, создавать кластеры, синквейны, пересказывать, читать вдумываясь и мн. др
Рецензент: Абилова Гуля Тюлюндыновна
Автор: Есмаганбетова Нуржамал Казбаевна.
2025 г.
Пояснительная записка
Многие современные дети не любят читать. Это связано с культурой чтения в семье, потому что дети берут пример с родителей во всём. Родители забывают про книжки, и стараются заменить чтение мультфильмами и аудиосказками, и в результате не понимают, почему у ребёнка низкая скорость чтения и успеваемость. Поэтому родителям стоит начать с себя. Создать семейную традицию чтения. Ребенка нужно заинтересовать, можно связать семейное чтение с чем-то интересным, например рисовать после прочтения книги или ставить домашние спектакли по сюжету.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из актуальных задач начального образования. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умение грамотно читать необходимо при работе с любой информацией. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учёбе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.
Работа с текстом - важная часть обучения, формирование умения воспринимать текст, как единое смысловое целое; понять содержание текста, уловить детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Если ребёнок не умеет читать и понимать, то у него будут проблемы с учёбой. Это знает каждый учитель. Но как организовать эту работу? Какие задания к текстам придумать? Данное методическое пособие поможет учителям начальной школы, так как в нём разработаны задания к некоторым произведениям разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка, басня) с указанием планируемого предметного результата, которые можно использовать в процессе обучения смысловому чтению учащихся на уроках литературного чтения, на внеурочных занятиях.
Научно - методический уровень работы представляет собой различные приёмы работы с текстом, тексты с заданиями для формирования смыслового чтения детей 7-10 лет.
Степень новизны заключается в индивидуальном и коллективном подходе к обучающимся через активные приёмы для достижения наилучших результатов. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволит ребёнку выделить из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая мир вокруг. В данной работе были разработаны задания к некоторым произведениям разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка, басня) с указанием планируемого предметного результата, которые можно использовать в процессе обучения смысловому чтению учащихся 1-4 классов на уроке и внеурочных занятиях, интегрируя с темами по другим предметам.
Данное пособие поможет учителю на уроке при работе с младшими школьниками 7 - 10 лет, в системе дополнительного образования или в качестве заданий на каникулярное время.
Упражнения для понимания смысла текста
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
9. Работа по вопросам учителя, по учебнику.
10. Чтение для подготовки к пересказу.
11. Восстановление логической последовательности текста.
12. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
13. Подбор пословиц и поговорок, загадок раскрывающих тему текста.
14. Поиск художественной выразительности в тексте.
Приём «человечек» (Структура текста)
В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Надо представить себе, что текст – это человечек, у которого есть голова – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения. После такого объяснения, учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т. е. составляют план.
Упражнение «Чтение с пометками»
Ребенок будет учиться читать вдумчиво, после чтения расскажет, что знал ранее, какая информация была новой.
? - знал!- новая информация * - думал иначе
ФУТБОЛ (Г. Сапгир)
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.
Такая работа помогает вести обучение учащихся выразительному чтению. Поиск главных слов помогает подготовить пересказ текста не только по литературному чтению, но и по окружающему миру.
Кубик Блума
"Кубик Блума" позволяет формулировать вопросы самого разного характера. После броска кубика, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Использование такого приёма на уроке научит детей задавать вопросы друг другу.
«Ромашка вопросов»
«Ромашка вопросов» – система вопросов, основанная педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Шесть лепестков – шесть типов вопросов:
Простые – вопросы, когда нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Их используют на зачетах, в тестах, при проведении диктантов и т. д.
Уточняющие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?», «Если я правильно понял, то?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?». Такие вопросы предоставляют человеку возможность для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», предположения, прогноза, элементы условности. Например, «Что изменилось бы?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет?»
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных явлений, событий, фактов. Например, «Чем … отличается от другого?», «Почему … хорошо, а … плохо?»
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы ты поступил на месте героя рассказа?»
Опыт использования «Ромашки вопросов» показывает, что учащиеся всех возрастов, начиная с первого класса понимают значение всех типов вопросов.
Упражнение «Чтение в кружок»
Цель: понять прочитанный вслух текст.
1. Учитель сообщает о чтении текста по абзацам. Задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Первым начинает читать текст учитель, дети задают ему вопросы, учитель передаёт книгу ученику. Книга должна быть одна.
2. Дети по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, а тот кто читал - отвечает. Слушающие его поправляют, если его ответ не верен.
Упражнение «Чтение с остановками».
Цель: осмысление текста во время чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых будут задаваться вопросы».
Вопросы направлены на проверку понимания, на прогноз содержания последующего отрывка.
Упражнение «Игра в прятки»
Чтение не сначала, а где попало, называется только страница, дети должны найти и подстроиться под чтение. Они радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Упражнение «Голоса и движения животных»
(можно использовать при изучении слов - действий - глагол)
Собака лает, а кошка … Заяц прыгает, а ласточка … Червяк ползет, а рыба … Лошадь бегает, а змея … Гусеница ползет, а кузнечик … Корова мычит, а лошадь … Свинья хрюкает, а овца … Курица кудахчет, а кукушка … Мышь пищит, а лягушка … Сорока стрекочет, а ворона … Голубь воркует, а воробей …
О ком это стихотворение?
Мы купили кошке
К празднику сапожки,
Причесали ей усы,
Сшили новые штаны.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
Что вы знаете о кошках?
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». Прочти название стихотворения. Кто его автор? Прочти стихотворение самостоятельно, соблюдая знаки препинания.
- Кошка, как тебя зовут? - Мяу.
- Стережёшь ты мышку тут? - Мяу.
- Мяу, хочешь молочка? - Мяу.
- А в приятели - щенка? - Фрр!
Кто ведет диалог? Прочти вопросы, которые задавали кошке. Как кошка отвечала на вопросы? Как ты думаешь, почему последний «ответ» кошки отличается от других?
Работа в парах
Прочтите выразительно стихотворение вместе с другом по ролям. С какой интонацией надо читать предложения-вопросы? Как читать ответы «Мяу»? Как надо прочесть последний «ответ»?
Цель: обогатить словарный запас; развивать внимание, память; формируется навык работы с текстом, навык осмысленного чтения. Можно провести в начале урока, как разминка или в конце урока как обобщение. Такая работа хорошо упражняет детей в навыках чтения, работы с предложением и текстом.
Глухарь
Глухарь – самая большая птица в наших лесах. Часто глухари скрываются в глухих моховых болотах. Только очень опытные охотники знают места, где живут глухари.
1. Какой размер имеет глухарь? 2. Почему трудно найти глухаря?
Акула
Акулы – очень древние рыбы. Они появились на земле раньше динозавров. У акул зубы растут в пять рядов. Эти рыбы живут в морях и океанах.
1. Когда появились акулы? 2. Почему акулу считают опасным хищником? 3. Где водятся акулы?
Сказка о медвежатах и детёнышах панды
Летом белые медвежата в зоопарке каждый день получают мороженое. Чем жарче день, тем больше порций они получают. А детёнышам панды никто мороженого не даёт. Они очень завидуют своим дальним родственникам и мечтают сбежать на Северный полюс. Среди снега и льда они быстро станут совсем белыми, а когда вернуться в зоопарк, их уже никто мороженого не лишит.
1. В какие дни белые медвежата получают больше мороженого? (ответ подчеркни красным карандашом.)
2. Куда хотят сбежать детёныши панды? (ответ подчеркни синим карандашом.)
Чтение текста по ролям/ В. А. Осеева «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
1. О чём говорится в тексте?
2. Выскажите отношение к прослушанному. Как бы ты поступил?
3. Что хотел сказать нам автор? Чему хотел нас научить?
4. К какому жанру относится данный текст (сказка, рассказ, стихотворение?
Ученик научится: осознавать жанр художественного произведения; определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор; прогнозировать содержание рассказа; высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями.
Чтение текста с остановками. / Л. Н. Толстой «Муравей и голубка»
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Как вы думаете, встретятся ли ещё голубка и муравей? Как это произойдёт?
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть.
Спасётся ли голубка? И как?
Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
1. Какова идея произведения? Чему оно учит?
2. Выберите пословицы, которые подходят к идее произведения и выражают мораль басни:
«Долг платежом красен» «Сам погибай, а товарища выручай»
«Как аукнется, так и откликнется» «За добро добром платят»
3. Перескажи басню, используя по иллюстрацию.
Ученик научится: пересказывать прослушанный текст, сохраняя последовательность событий; будет использовать в речи слова-описания, сравнения, невербальные средства общения, такие как мимика, жесты и т. д., понимать лексическое значение и смысл слов (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие и противоположные по значению (синонимы - антонимы, многозначные слова.
Прочитай правильно, объясни значение слов:ловкачи, комод.
Чтение текста. Е. И. Чарушин «Лисята» Жанр: рассказ
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра. Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи. Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! — он уже на высоком шкафу. А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил. Вот какие ловкачи!
Кто жил в комнате у охотника? Как проводили время зверьки?С кем можно сравнить лисят? Почему? Что обнаружил охотник, когда пришёл домой? Найди в тексте и прочитай.
Сказка «Жадный медвежонок»
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «Мой! Моя! Моё!».
Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» – зарычал он.
Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзину земляники несёт. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.
Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапах яблоко держит. «Моё!» – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Моё!»
Рассмотрите внимательно картинку и скажите, про что ещё медвежонок мог говорить: «Моё» Моя! Мой!»?
Чему учит нас сказка?
Предположи, какое продолжение может быть у этой сказки?
Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь и страшное чудовище. Принцесса жила в большой башне, рыцарь – в замке, а чудовище – в болоте.
А ещё в этом царстве - государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог и мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери, давая им задания. Но никто из женихов не мог с ними справиться: некоторых заточили в подвал башни, некоторых победил рыцарь, некоторые попали в лапы чудовища.
И вот настал день, когда во всём царстве ни одного жениха не осталось. Один пастух ещё был на свободе. И решил он попытать счастья.
Если хочешь помочь пастуху, помоги ему выполнить задания короля.
Рассмотри картинку и скажи, о каком из трёх предметов: башне, замке или болоте – можно сказать:
ХОЛОДНЫЙ ХОЛОДНАЯ ХОЛОДНОЕ
МРАЧНЫЙ МРАЧНАЯ МРАЧНЫЙ
ТЁМНОЕ ТЁМНЫЙ ТЁМНАЯ
СТРАШНЫЙ СТРАШНОЕ СТРАШНАЯ
НЕПРИСТУПНЫЙ НЕПРИСТУПНАЯ НЕПРИСТУПНОЕ
О ком из героев: рыцаре, принцессе или чудовище – можно сказать.
ЖЕСТОКИЙ ЖЕСТОКАЯ ЖЕСТОКОЕ
ЗЛАЯ ЗЛОЕ ЗЛОЙ
СУРОВОЕ СУРОВЫЙ СУРОВАЯ
ГОРДЫЙ ГОРДАЯ ГОРДОЕ
БЕССЕРДЕЧНАЯ БЕССЕРДЕЧНОЕ БЕССЕРДЕЧНЫЙ
Тексты для проверки техники чтения
Цель: наличие базовых знаний по чтению, понимание прочитанного, умение пересказать содержание.
Одуванчики. (По К. Соколову-Микитову.)
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
Галка. (Г Скребицкому.)
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны?
Купание медвежат. (По. В. Бианки.)
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала. Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
3. Как медведица купала первого медвежонка?
Интерактивные технологии
Приём «тонких» и «толстых» вопросов
Вопросы – основная движущая сила мышления. Ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают.
Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Простые вопросы
Кто? Что? Когда? Может? Будет? Было ли? Согласны ли вы?
Верно?
Сложные вопросы
Дайте объяснение, почему? Почему вы думаете? Почему вы считаете?
В чем разница? Предложите, что будет, если?
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными?
Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Удавы.
В этот жаркий летний день, два удава, л жа на большом мшистом камне грелись, мирно переваривая недавно проглоченных кроликов. Один из них был старый одноглазый удав по кличке Косой. Другой был совсем юный удав и не имел ещ никакой клички. Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, росли кокосовые пальмы, порхали бабочки величиной с маленькую птичку. Вспыхивая разноцветным опереньем, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить. Иногда на вершинах деревьев взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык. Обезьяны переходили на шепот, но потом, забывшись опять начинали взвизгивать. Впрочем, два удава отдыхая на мшистом камне не обращали внимания на их визги. (По Ф. Искандеру)
Прочитай текст. Определи тему текста (о ч м он).
Используя информацию из текста, заполни таблицу
Когда происходят события?
Где происходят события?
Персонажи и их действия Кто? Что делает?
Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать
Зяблик
Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И. Святскому).
1)Назови тему текста
2)Изучи кластер. Перескажи текст с опорой на кластер.
Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.
Голубые киты
Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту! Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.
Заполни таблицу, используя информацию из текста о ките.
Название животного
Размер
Вес
Биение сердца
Причина места обитания
Напиши небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.
Мама постоянно ругала своего сына Андрея за то, что в его комнате разбросаны вещи. Но ему все время было некогда. Он находил тысячи причин, объясняя, что ему некогда, он сейчас не может и т. д. Мама только вздыхала и складывала вещи сама.
Но вот однажды она срочно уехала на три дня в командировку. Что тут началось. Андрей никак не мог найти нужную ему вещь. Он стал опаздывать на уроки в школу, так как не успевал одеться. И все равно он говорил себе: «Сейчас поиграю, а потом сложу вещи». Но потом было поздно и все начиналось сначала. Андрей успел поругаться со своими друзьями, потому что не сделал вовремя того, что обещал. Друзья обиделись и отвернулись от него. «На тебя нельзя положиться - сказали они, - ты подведешь в нужную минуту!»
И тут вернулась мама. Услышав все его горести, она сказала: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»
Подбери антонимы.
Аккуратный, делать, лентяй, огорчить, упрямый
Основная мысль рассказа?
Найди и прочитай в тексте, как отнеслись к Андрею его друзья.
Список литературы.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.
1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - №
3. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.
4. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
5. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Ресурсы интернета.